Условный оператор. Блок. Оператор выбора
.RU

Условный оператор. Блок. Оператор выбора

Условный оператор. Блок. Оператор выбора

С.А. Григорьев

Условный оператор в Паскале записывается в виде:

IF логическое выражение THEN оператор/блок [ELSE оператор/блок] логическое выражение - это любое выражение, значение которого имеет тип Boolean, блок - это последовательность операторов, заключенная в логические скобки : BEGIN операторы END; . Перед ELSE никогда не ставится ";" ! Перед END в большинстве случаев можно не ставить ";". Если значение логического выражения TRUE, то выполняется оператор или блок, стоящий после THEN, в противном случае - оператор или блок, стоящий после ELSE. Конструкция ELSE необязательна, условный оператор можно использовать и в усеченном виде, тогда при значении логического выражения FALSE не выполняется никаких действий. Операторы, входящие в условный оператор, сами могут быть условными, т.е. допускается любая вложенность условных операторов. Запишем теперь предыдущую задачу о четырех числах, используя оператор IF :

VAR a,b,c,d : Integer;

BEGIN WRITELN('Введите 4 целых числа, a,b,c и d, среди ',

'которых должно быть 2 и только 2 одинаковых!');

WRITE('a='); READ(a); WRITELN; WRITE('b='); READ(a); WRITELN;

WRITE('c='); READ(a); WRITELN; WRITE('d='); READ(a); WRITELN;

IF(a=b)AND(ac)AND(ad)AND(cd) OR(a=c)AND(ab)AND(ad)AND(bd)OR

(a=d)AND(ab)AND(ac)AND(bc)OR(b=c)AND(ba)AND(bd)AND(ad)OR

(b=d)AND(ba)AND(bc)AND(ac)OR(c=d)AND(ca)AND(cb)AND(ab)

THEN WRITELN('Вы довольно понятливы')

ELSE WRITELN('Вы ошиблись !!!');

READLN;

END.

Можно решить эту задачу и другим способом :

VAR a,b,c,d : Integer;

CONST num : Byte = 0;

BEGIN WRITELN('Введите 4 целых числа, a,b,c и d, среди ',

'которых должно быть 2 и только 2 одинаковых!');

WRITE('a='); READ(a); WRITELN; WRITE('b='); READ(a); WRITELN;

WRITE('c='); READ(a); WRITELN; WRITE('d='); READ(a); WRITELN;

IF a=b THEN Inc(num); IF a=c THEN Inc(num); IF a=d THEN Inc(num);

IF b=c THEN Inc(num); IF b=d THEN Inc(num); IF c=d THEN Inc(num);

IF num=1 THEN WRITELN('Вы довольно понятливы')

ELSE WRITELN('Вы ошиблись !!!');

READLN;

END.

Теперь попробуем записать условный оператор, реализующий более сложную логическую структуру. Пусть даны три числа d, m и y, содержащие число, месяц и год для некоторой даты; необходимо выяснить, правильна ли эта дата.

VAR d,m : Byte; y : Word; Valid : Boolean;

BEGIN WRITE('Введите дату '); READ(d,m,y);

IF (m=1)OR(m=3)OR(m=5)OR(m=7)

OR(m=8)OR(m=10)OR(m=12) THEN

IF (d>=1)AND(d<=31) THEN Valid:=TRUE

ELSE Valid:=FALSE

ELSE

IF (m=4)OR(m=6)OR(m=9)OR(m=11) THEN

IF (d>=1)AND(d<=30) THEN Valid:=TRUE

ELSE Valid:=FALSE

ELSE

IF m=2 THEN

IF (d>=1)AND(d<=28) THEN Valid:=TRUE

ELSE

IF d=29 THEN

IF (y MOD 4=0)AND(y MOD 100>0)

OR(y MOD 400=0) THEN Valid:=TRUE

ELSE Valid:=FALSE

ELSE Valid:=FALSE

ELSE Valid:=FALSE;

IF Valid THEN WRITELN('Дата верна')

ELSE WRITELN('Дата не верна');

END.

Оператор выбора во многих случаях удобнее, чем условный оператор,

он записывается в виде :

CASE выражение OF

список значений : оператор/блок

..................................

список значений : оператор/блок

[ELSE оператор/блок]

END;

Здесь выражение - это любое выражение порядкового типа, список значений - это список разделенных запятыми константных выражений или диапазонов, диапазон - это конструкция вида константное выражение .. константное выражение. Константным будем называть любое выражение, в которое входят только неименованные и нетипизированные константы (т.е. в константное выражение не могут входить имена переменных, функции и типизированные константы). На самом деле константные выражения - это выражения, которые могут быть вычислены до выполнения программы, а отсюда уже и вытекают ограничения на их вид. Выражение, стоящее после CASE, и все константные выражения должны быть одного типа либо все иметь целочисленные типы.

Оператор выбора выполняется следующим образом: вычисляется выражение, стоящее после CASE, затем просматриваются все списки значений, и если значение выражения попало в список значений, выполняется соответствующий оператор или блок, и выполнение оператора CASE заканчивается; если значение выражения не содержится ни в одном из списков, то выполняется оператор или блок, стоящий после ELSE. Конструкция ELSE может отсутствовать, в этом случае оператор CASE может не выполнить никаких действий. В качестве примера использования оператора выбора решим предыдущую задачу о правильной дате.

VAR d,m : Byte; y : Word; Valid : Boolean;

BEGIN WRITE('Введите дату '); READ(d,m,y);

CASE m OF

1,3,5,7,8,10,12 :

CASE d OF 1..31 : Valid:=TRUE

ELSE Valid:=FALSE

END;

4,6,9,11 :

CASE d OF 1..30 : Valid:=TRUE

ELSE Valid:=FALSE

END;

2 : CASE d OF 1..28 : Valid:=TRUE;

29 : Valid:=(y MOD 4=0)AND(y MOD 100>0);

ELSE Valid:=FALSE

END;

ELSE Valid:=FALSE;

END;

IF Valid THEN WRITELN('Дата верна')

ELSE WRITELN('Дата не верна');

END.

Вы можете видеть, что задачи такого типа решаются оператором CASE гораздо проще, чем оператором IF. Решим еще одну задачу: определить, какого рода символ введен - цифра, латинская буква, русская буква или ни то, ни другое и ни третье.

VAR c : Char;

BEGIN WRITE('Введите символ '); READ(c);

CASE c OF

'0'..'9' : WRITELN('Вы ввели цифру');

' a'..'z','A'..'Z' : WRITELN('Вы ввели латинскую букву');

'а'..'п','р'..'я','А'..'Я' : WRITELN('Вы ввели русскую букву');

ELSE WRITELN('Вы ввели неизвестно что !');

END;

END.


utopiya-i-antiutopiya-v-nauchnoj-fantastike.html
utoplenie-porazhenie-elektricheskim-tokom-pishevie-otravleniya.html
utverdit-itogovij-otchet-o-realizacii-oblastnoj-celevoj-programmi-ekologiya-podmoskovya-na-2005-2006-godi-prilozhenie-predsedatel-stranica-4.html
utverzhdayu-direktor-gbou-mcfvpgv-ospo-svodnij-plan-meropriyatij-provodimih-v-sisteme-obrazovaniya-goroda-moskvi.html
utverzhdayu-stranica-6.html
utverzhden-ukazom-prezidenta-stranica-20.html
  • knigi.bystrickaya.ru/slovo-7-o-dushe-svyatitel-grigorij-bogoslov-pesnopeniya-tainstvennie-chast-1-2000.html
  • knigi.bystrickaya.ru/reklamnie-suveniri.html
  • reading.bystrickaya.ru/labirint-rozi-stranica-31.html
  • shkola.bystrickaya.ru/tuberkulez.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/monitoring-osnovnih-izmenenij-v-zakonodatelstve-novoe-v-buhgalterskom-uchete-i-nalogooblozhenii-dokumenti-poluchennie-za-period-04-10-2010.html
  • znanie.bystrickaya.ru/azi-ndru-pnn-ou-dstemelk-keshen.html
  • klass.bystrickaya.ru/49-enciklopediya-ginkgo-biloba-kniga-mi-bogi.html
  • grade.bystrickaya.ru/obzor-osnovnih-programm-dlya-raboti-v-seti-internet-osnovi-elektronnogo-marketinga.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/razrabotka-metodiki-programmnogo-testirovaniya-cifrovih-ustrojstv-s-pomoshyu-programmnogo-paketa-design-center.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/vopros-radiacionnoj-bezopasnosti-v-ekologicheskom-obrazovanii-v-srednej-shkole-chast-4.html
  • tasks.bystrickaya.ru/14-fizkulturno-sportivnaya-rabota-uchebnij-plan-21-rabota-pedagogicheskogo-kollektiva-nad-edinoj-metodicheskoj-temoj.html
  • turn.bystrickaya.ru/osnovnie-celi-rekomendacii-po-sozdaniyu-upravlencheskih-mehanizmov-sposobstvuyushih-intensifikacii-vozvrasheniya-intellektualnoj.html
  • report.bystrickaya.ru/ispolzovanie-informacionnih-tehnologij-v-prepodavanii-graficheskih-disciplin.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/ponyatie-himicheskih-reakcij-i-ih-klassifikaciya.html
  • textbook.bystrickaya.ru/grazhdanin-i-gosudarstvo-chast-3.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/presently-the-ox-came-to-him-diskursnaya-geterogennost-literaturi-dlya-detej-kognitivnij-i-lingvo-pragmaticheskij-aspekti.html
  • testyi.bystrickaya.ru/4-strahovanie-otvetstvennosti-proizvoditelya-za-kachestvo-produkcii-rabot-uslug.html
  • lecture.bystrickaya.ru/95-organizaciya-nadzora-za-tehnicheskim-sostoyaniem-zdanij-i-sooruzhenij.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/podpisan-pravitelstvom-rossijskoj-federacii-14-iyunya-1994-goda-stranica-3.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/programma-socialnij-pedagog-stranica-3.html
  • shkola.bystrickaya.ru/osnovnie-etapi-evolyucii-upravlencheskoj-misli-chast-5.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vidi-perevoda-v-sovremennom-mire.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/razvitie-vnimaniya-chast-5.html
  • diploma.bystrickaya.ru/v-poiskah-istoricheskogo-valentina.html
  • control.bystrickaya.ru/chast-5-razmishleniya-o-psihike-i-povedenii-vchera-segodnya-zavtra.html
  • student.bystrickaya.ru/21-maya-2007-goda-v-vistavochnom-komplekse-krokus-ekspo-nachal-svoyu-rabotu-mezhdunarodnij-forum-myasnaya-promishlennost-kurinij-korol-viv-russia-2007-i-industriya-holoda-refrigeration-technology-frozen-foods-show.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/voprosi-filosofii-m-2008-12-stranica-2.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rechevaya-kompetentnost-kak-uslovi-e-socializacii-cheloveka-v-sovremennom-obshestve.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tema-ponyatie-rentabelnosti-poyasnitelnaya-zapiska-izuchenie-kursa-opiraetsya-na-materiali-sleduyushih-disciplin.html
  • education.bystrickaya.ru/10stadii-razrabotki-konstruktorskoj-dokumentacii-zadachi-i-soderzhanie-rabot-po-konstruktorskoj-podgotovke-proizvodstva.html
  • institute.bystrickaya.ru/filosofiya-vladimira-soloveva.html
  • thescience.bystrickaya.ru/gubernator-yaroslavskoj-oblasti-postanovlenie-ot-9-iyunya-2001-g-n-398-ob-utverzhdenii-dokumentov-pohozyajstvennogo-ucheta-stranica-3.html
  • university.bystrickaya.ru/gerasimenko-t-s-psiholog-gimnazii-73-lomonosovskaya-gimnaziya-associaciya-gimnazij-sankt-peterburga-vospitatelnie.html
  • desk.bystrickaya.ru/pochemu-tak-trudno-nahoditsya-ryadom-s-obichnimi-religioznimi-yavno-vizivayushee-nazvanie-knigi-konechno-mozhet-zadet.html
  • lecture.bystrickaya.ru/azastan-respublikasi-tuelszdgn-25-zhili-shnde-zhetekshlk-etetn-salalar-bojinsha-zhetken-zhetstkter-zhnnde-aparat-telekommunikaciya-salasi.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.