.RU

Уважать человека в человеке


Описание опыта работы


Умножать, а не только

уважать человека в человеке.


Эпиграфом к моему творческому отчету стали замечательные слова выдающегося учителя г. Санкт-Петербурга Е.Н. Ильина, создавшего оригинальную концепцию преподавания литературы как искусства и нравственно-этического курса, помогающего каждому ученику состояться Человеком.

Сегодня школа переживает сложный период реформирования и переоценки ценностей. Естественно, что многое корректируется в соответствии с изменившейся обстановкой в обществе. Но все-таки система образования ориентирована на индивидуальный подход к каждому ученику, воспитание всесторонне-развитой личности, способной самореализоваться в условиях строящегося демократического государства.

К сожалению, современные школьники предоставлены сами себе. Их свобода похожа, по словам Ю. Азарова на «мировоззренческий вакуум». Дети не имеют представления о системе общечеловеческих ценностей, идеалах, которые были основополагающими для многих поколений. Не различая добра и зла, ребенок часто принимает за образец какое-нибудь модное явление. Но последствия этого процесса бывают страшными, приводящими к грубости, цинизму, бессмысленной жесткости детей. Поэтому целью преподавания литературы я считаю воспитание на уроках культурной, интеллигентной, нравственной личности, уважающей гуманистические идеалы. Достижение этой цели связано с решением коммуникативных, духовно-нравственных и других задач в их неразрывном единстве. Во всем многообразии учебных воспитательных задач, по-моему, главные – следующие:

1. Воспитывать духовно-нравственные ценности учащихся, постигать законы существования и развития гуманистического общества.

2. Совершенствовать коммуникативную компетентность языковой личности на любом из этапов ее жизни.

3. Способствовать развитию мотивации к изучению литературы, реализации творческого потенциала учащихся.

В решении этих задач, думаю, необходимо обращение к литературе как к общественному явлению, в котором заключены опыт и культура многих эпох. Кроме того, литература способствует познанию мира, самопознанию и саморазвитию учащихся. Данные задачи легли в основу моей педагогической деятельности, в которой я стараюсь руководствоваться лучшими традициями отечественного образования.

При планировании своей работы пользуюсь программами общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, тематическим планированием, рекомендованным Департаментом общеобразовательных программ и стандартом образования Российской Федерации.

В своей работе приоритетной ставлю проблему – воспитание через обучение, всестороннее развитие личности, человека думающего самостоятельно, гибко. В этом помогает мне работа над методической темой «Искусство общения на уроках литературы». Над этой темой я работаю в течение трех лет. В основе темы лежит педагогическая технология Е.Н. Ильина «Преподавание литературы как предмета, формирующего человека». Система преподавания этого учителя-новатора считалась революционной, многие ее не принимали. Но сегодня методология Ильина определяет традицию преподавания литературы в школе. Ильин и его ученики отмечали доступность методов и приемов, которые помогают воспитывать думающего читателя, человека. Опираясь на этот богатейший опыт, я выстраиваю уроки как общение. Это особая форма взаимной учителя и учащихся работы, которая позволяет ученикам обмениваться мыслями. Выстраивая урок-общение, использую формулу личностно-ориентированного подхода любить+понимать+сострадать стремлюсь к тому, чтобы каждый ученик чувствовал себя активным участником процесса. Следовательно, обращение к литературному произведению должно строится на основах сотрудничества, созвучия всех участников процесса. Школьники, не сознавая того, обращаются к книге, учителю для того, чтобы обсудить волнующие их вопросы. Учитывая это, я подвожу своих учеников именно к роли книги, потому что она стала сосредоточением опыта и знаний многих поколений, а значит, поможет разрешить проблемные вопросы. Я учу детей любить книгу, потому что «книга, по словам Я.А.Коменского, является первейшим инструментом развития природных дарований».

В работе над литературным произведением использую методические приемы для создания проблемных ситуаций, потому что считаю, что данные приемы позволяют творческому овладению знаниями, навыками, развивают мыслительные способности. Хочу заметить, что проблемную ситуацию можно выстраивать на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле. Создавая проблемную ситуацию, учитываю то, что Е.Н. Ильин считал особенно важным – обращение к художественной детали в изучаемом произведении, которая должна увлечь учеников, вызвать желание прочитать произведение полностью, вернуться к нему вновь. В этом мне помогает схема деталь вопрос проблема: от опыта личности к анализу художественного произведения и от него к книге. Например, изучая пьесу А.Н. Островского «Гроза» и пользуясь данной схемой, нацеливаю внимание учащихся на художественную деталь.






поиск в форме

коллективного процесса

обсуждение, дискуссия




Взаимное обогащение Коммуникативный обмен

учащихся способами действия


Спрашиваю учеников о значении ключа. Маленький кусочек металла открыл жесткость и порочность Варвары, и в то же время, ключ раскрыл глубину переживаний главной героини. Учащиеся еще раз обращаются к тексту, выявляют мотивацию поступков Катерины и Варвары.

Итак, сработала схема деталь вопрос проблема.

В восприятии учеников ключ от калитки становится ключом к пониманию сущности конфликта пьесы. Поиск ответа на поставленную проблему организовался в форме коллективного процесса, раскрепощенного обсуждения, дискуссии, поэтому на уроке, выстроенном в форме общения происходит взаимное обогащение учащихся, коммуникативный обмен способами действия, рефлексия, устанавливающая отношения участника к собственному действию.

Хочу подробнее остановиться на примере своего урока, который я изобразила схематично, для того, чтобы наглядно представить процесс внедрения теории «Преподавания литературы как предмета, формирующего человека» в практику.



Урок-общение


Психологическая проблема

Педагогическая проблема


Проблема осознания неизвестного






поиск


Решение проблемы




М.А. Рыбникова, Н.И. Кудряшев

творческое чтение, художественное чтение



Работа со словом

Новые ЗУН, СУД

Проблемное изложение

Частичный поиск

Исследовательский метод



^ Тема урока: «Любовная лирика М.Цветаевой». Опираясь на концепцию Ильина, выстраиваю урок в форме общения, использую метод создания проблемной ситуации на уроке. У меня возникает педагогическая проблемная ситуация: привести учеников на остров любви, открытой М. Цветаевой и раскрыть особенности лирического героя. Конечно же, параллельно рождается психологическая проблемная ситуация, поскольку в уроке, выстроенном в форме общения, господствует «свободный выбор», который рождает творчество, и поэтому у каждого ученика будет свой путь в этом путешествии. И здесь я опираюсь на оригинальный прием Е.Н. Ильина «идти от ученика», от его личных качеств, а также не всегда объяснимых, а иногда и странных вопросов. Я использую работу двух видов: единую и дифференцированную. Единая работа заключается в том, что я ставлю перед учениками проблему: задуматься над особенностью образа лирического героя, выделяю в теме основные вопросы, на которые необходимо ответить: Кто герои стихотворения? Кто создан из камня?

- Изменилось ли восприятие стихотворения после подробного анализа?

- Какие экспонаты вы поместили бы в музей М. Цветаевой?

Затем в ходе анализа стихотворения индивидуально рассматриваю ответ каждого ученика. Итак, проблема создана, начинается поиск путей к ее решению. Я не случайно предложила превратить урок в морское путешествие на корабле. Себе я отвожу роль штурвального: направляю учащихся на решение проблемы и организую поиск этого решения. Ученик же становится в позицию субъекта обучения. Я отбираю методы, которые помогут в поиске: проблемное изложение, частично-поисковый метод и исследовательский. Поскольку, особая роль в общении принадлежит мне, я также помню о том, что должна суметь артистично и ненавязчиво открыть достоинства цветаевских стихов, поэтому решаю для себя: перевоплощаться в героя, чтобы передать его чувства и невербальными средствами; мысли поэта должны зазвучать живой речью, чтобы ученик воскликнул «Верю!», давая оценку учителю по Станиславскому. Тщательно продумываю начало общения, поскольку должна «зацепить» сознание ученика и «втянуть» его мыслительные процессы. Опираясь на метод проблемного изложения, изучаю сведения о любовной лирике Цветаевой, связываю с названием первого на русском языке романа о любви «Езда в остров любви», подчеркиваю новизну, важность, красоту темы любви в цветаевской лирики и, тем самым, настраиваю на загадочность образа лирического героя, вызываю желание прочитать стихотворение «Кто создан из камня…» Учитывая то, что основным принципом изучения классического произведения на уроке должен стать глубокий анализ текста, я пользуюсь методическими рекомендациями М.А. Рыбниковой и Н.И. Кудряшева: это творческое и художественное чтение, стимулирующее учащихся вдумчиво прочитывать произведение. В процессе художественного чтения обозначаю особенности поэтической речи, «унылый речетатив», которые трудны для понимания, но важны в раскрытии нравственно-этического и философского содержания «Кто создан из камня…»Творческое чтение стиха мне помогает создать сильное и длительное впечатление, которое потом непрерывно углубляется. Поиск решения проблемы «В чем особенности образа лирического героя?» начинается с вопроса, который я задаю после чтения стихотворения:

- Кто герои этого стихотворения?

Частично-поисковый метод дает мне возможность организовать решение познавательной задачи вместе с учащимися по частям. Я дроблю крупный вопрос на более мелкие вопросы и задания: какие слова относятся к лирическому герою, какие к тем, кто создан из камня? Выписать эти слова, создать таблицу, обратить внимание на перекличку образов. Мне нужна эта работа потому, что я знаю, что ученикам после чтения понятно общее настроение стихотворения, но язык, лексика, метафорический строй стиха во многом остаются непонятными. Учащиеся не понимают значение слов «бренная» и «измена», антонимичность «крещена» и «гроб» и «надгробье», выражение «кудри беспутные» и т.д. Считаю важным выделить ключевые слова, словосочетания, которые, с точки зрения учеников, раскрывают мир переживаний героя и позицию автора, сопоставляю лексическую общность групп слов в таблице, на уровне морфологии сравниваю слова, описывающие обыкновенных людей – это существительные и Марину – глаголы и глагольные формы, работаю со строфами стиха, в которых просматривается отсылка к нескольким древним мифам, обращаю внимание детей на буквальный перевод с латинского языка имени «Марина» и подвожу к выводу, что для Цветаевой любовь многогранная, постоянно обновляющаяся, что образ лирического героя противоречив и рожден не случайно. В процессе анализа использую различные типы коммуникативно-синтаксических заданий по развитию речи:

- самостоятельное составление и дальнейшее использование смысловых единиц для более полной и точной характеристики анализируемых образов и явлений;

- нахождение ответа на вопрос о поступке героя, его мировоззрения, высказывание собственного отношения к данной позиции;

- сопоставление речевых оборотов, использованных для характеристики образов.

Работа со словесным материалом позволяет мне выйти на более высокий уровень исследований: понимание художественных приемов, используемых автором (метафора, аллегория, семантическое противостояние).

Работая со словом, осуществляю интегрированное обучение – связь литературы и русского языка.

Придумывая домашнее задание, пользуюсь исследовательским методом. Он помогает при подготовке к обобщающему уроку. Учащиеся самостоятельно готовят доклады, лекции, рефераты, обзоры, исследование по составлению энциклопедии одного слова, сочинения. Дифференцированный подход к домашнему заданию позволяет мне вовлечь всех учащихся в учебную деятельность. Разноуровневые задания дают возможность полно освоить заданную тему. Все творческие работы учеников мне очень дороги. Поскольку, это и есть результат возникновения новых знаний, умений, навыков, накопление способов умственной деятельности; это ростки творческой индивидуальности, личности ребенка. При реализации технологии Ильина предусматриваю следующие типы уроков, основным методом которых является метод духовного контакта с учеником.





Урок изучения нового материала, урок выявления уровня знаний по изучаемому материалу и предупреждение ошибок через их диагностирование, урок отработки умений и навыков, обобщающий урок с элементами консультаций, урок-семинар, урок-диспут, литературная гостиная, урок-зачет, творческий зачет и т.д.

Для формирования у школьников умения осуществлять речевой контроль над качеством текста я использую следующие приемы учебной работы:

- ознакомление учеников с различными видами ошибок, установление причин их появлений;

- редактирование чужого деформированного текста;

- составление развернутого плана своего текста после написания первого варианта сочинения;

- работа с черновиком;

- проведение повторной работы с текстом;

- рецензирование; взаимопроверка;

- совместная работа учащихся над созданием речевого высказывания;

- индивидуальная беседа, направленная на преодоление нарушений логического строя в работе ученика.

Речевой контроль дает возможность осуществить рефлексию на уроке.

Важным аспектом собственной деятельности считаю педагогический мониторинг. Эту работу осуществляю через отслеживание различных показателей образовательной области. Таковыми являются % обученности учащихся, уровень обученности на 4 и 5, средний бал.

Рост качества знаний учащихся считаю одним из доказательств сформированности знаний и навыков учащихся.

При использовании всех методов обучения считаю очень важным внедрять на своих уроках здоровьесберегающие технологии: создание комфортного психологического климата на уроке, моментов релаксации под звучание классической музыки, динамические паузы. Стараюсь проявлять толерантность, артистизм.

Всегда помню, что преподавание литературы должно строится не только на анализе произведения. Еще важно, чтобы дети открыли мастерство писателя, научились понимать классическую литературу. Но еще важнее помочь открыть им свой мир, решить нравственные проблемы. А учитель – это проводник и помощник. Значит главное для меня, учителя, построить разговор так, чтобы ученик с радостью последовал за мной в Мир литературы.


Учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ № 1 с. Новоселицкого

Кошелева Марина Александровна.


Мониторинг
образовательной области «Литература»



venecianskij-karnaval-vremya-masok.html
veneciya-odin-den-na-bolshom-kanale-chast-3.html
venericheskie-zabolevaniya.html
venskaya-klassicheskaya-shkola.html
ventilyaciya-ee-naznachenie-i-vidi.html
ventilyaciya-stranica-14.html
  • university.bystrickaya.ru/fgbou-vpo-saratovskij-gosudarstvennij-universitet-imeni-n-g-chernishevskogo-filologicheskij-fakultet-utverzhdayu-direktor.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/programma-treninga-razreshenie-konfliktov-vedenie-peregovorov.html
  • pisat.bystrickaya.ru/statya-posvyashena-aktualnim-voprosam-formirovaniya-i-razvitiya-professionalnoj-kulturi-uchitelya-predmetnika-rabotayushego-v-klassah-razlichnih-profilej.html
  • abstract.bystrickaya.ru/12-informatizaciya-obshestva-o-v-shatunova-informacionnie-tehnologii-uchebnoe-posobie-dlya-studentov-tehnologo-ekonomicheskogo.html
  • turn.bystrickaya.ru/po-kursu-elektronnie-ustrojstva-vichislitelnoj-tehniki-matrichnie-printeri.html
  • notebook.bystrickaya.ru/kategoriya-slushatelej.html
  • control.bystrickaya.ru/elo-rinpoche-stranica-25.html
  • essay.bystrickaya.ru/dispetcherskoe-upravlenie-mn-mnpp-magistralnij-truboprovodnij-t-ransport-nefti-i-nefteproduktov-ekspluataciya.html
  • doklad.bystrickaya.ru/v-vliyanie-rasi-i-nasledstvennosti-na-genialnost-i-pomeshatelstvo-chezare-lombrozo-genialnost-i-pomeshatelstvo.html
  • literature.bystrickaya.ru/doklad-ob-osushestvlenii-gosudarstvennogo-zemelnogo-nadzora-i-ob-effektivnosti-takogo-nadzora.html
  • grade.bystrickaya.ru/modernizaciya-rossii-v-partnerstve-s-evropejskim-soyuzom.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-konkursa-v-etom-godu-mass-media-v-nashej-zhizni.html
  • essay.bystrickaya.ru/dopolnitelnaya-informaciya-otchet-o-nauchno-issledovatelskoj-rabote-podgotovka-nacionalnogo-otcheta-po-vipolneniyu.html
  • holiday.bystrickaya.ru/nachalnik-otdela-specialnogo-obrazovaniya-i-profilaktiki-britanskogo-soveta-v-ramkah-programmi-disps-2-i-posolstva.html
  • laboratory.bystrickaya.ru/vooruzhennie-sili-respubliki-uzbekistan.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-disciplini-socialno-ekonomicheskaya-sistema-sovremennoj-rossii-dlya-napravleniya-080100-68-ekonomika-podgotovki-magistra-avtor-d-ist-n-ordinarnij-professor-shkaratan-o-i.html
  • books.bystrickaya.ru/d-esmova-stazdi-ltti-tlm-trbie-beruge-deontologiyali-dayarlii.html
  • control.bystrickaya.ru/bibliografiya-n-v-abaev-chan-buddizm-i-kultura-psihicheskoj-deyatelnosti-v-srednevekovom-kitae.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/sto-raz-povtorennaya-lozh-stanovitsya-pravdoj-siktivkar-stolica-komikov-neprivlekatelnaya-vdova-po-muzeyam.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-uroka-gornie-porodi-i-minerali.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prikaz-27-04-2012-357-g-rostov-na-donu-ob-utverzhdenii-grafikov-provedeniya-ekspertizi-professionalnoj-deyatelnosti-stranica-4.html
  • college.bystrickaya.ru/2-zakonchi-krilatie-virazheniya-vzyatie-iz-skazok.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchis-kak-sleduet-poluchaj-horoshie-znaniya-i-ti-najdesh-visokooplachivaemuyu-rabotu-s-horoshim-dohodom.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebnoj-rabote-2000-g-programma-kursa-ultrakorotkie-lazernie-impulsi-i-ih-primeneniya-dlya-specialnosti.html
  • universitet.bystrickaya.ru/uchebnaya-programma-obsuzhdena-na-zasedanii-kafedri-istorii-slavyan-i-specialnih-istoricheskih-disciplin-uchrezhdeniya-obrazovaniya-gomelskij-gosudarstvennij-universitet-imeni-franciska-skorini.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-5setevie-operacionnie-sistemi-lekciya.html
  • exam.bystrickaya.ru/volk.html
  • lesson.bystrickaya.ru/otcu-i-bogu-sinu-kommentarij-na-pervoe-poslanie-k-korinfyanam.html
  • grade.bystrickaya.ru/naredba-39-ot-26-avgust-2010-g-za-utvrzhdavane-na-medicinski-standart-po-profilaktika-i-kontrol-na-vtrebolnichnite-infekcii-stranica-4.html
  • occupation.bystrickaya.ru/naibolee-vazhnie-nauchno-tehnicheskie-dostizheniya-v-oblasti-kompyuterizacii-geologorazvedochnih-rabot-na-nerudnoe-mineralnoe-sire.html
  • occupation.bystrickaya.ru/nuzhni-li-nam-opticheskie-kostili-kniga-prozrenie.html
  • lesson.bystrickaya.ru/odin-za-drugim-podnimalis-oni-na-pomost-i-derzali-kosnutsya-rukoyati-mecha-stranica-25.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/trebovaniya-k-effektivnosti-protivoshumov.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/razdel-iv-pervichnij-vihod-na-invalidnost-ot-proizvodstvennih-travm-i-professionalnih-zabolevanij.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-predmetu-biologiya-8-klass-70-chasov-2-chned.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.