.RU

Увольнение с военной службы по возрасту - Диссертация на соискание ученой степени



^ Увольнение с военной службы по возрасту.

Различные по воинским званиям и должностному положению категории военнослужащих в период военной службы должны иметь различный возраст, т.к. физическая нагрузка у них по службе неодинаковая.

Повышая или понижая предельные возрасты состояния на военной службе, государство регулирует возрастной состав военнослужащих Вооруженных Сил, а также скорость обновления различных категорий военнослужащих.

Статьей 49 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" предельный возраст пребывания на военной службе устанавливает­ся для: Маршала Российской Федерации, генерала армии, адмирала флота, генерал-полковника, адмирала - 60 лет; генерал-лейтенанта, вице-адмирала, генерал-майора, контр-адмирала - 55 лет; полковника, капитана 1 ранга - 50 лет; военнослужащего, имеющего иное воинское звание 45 лет.

Предельный возраст пребывания на военной службе для военнослужащих женского пола устанавливается 45 лет.

С военнослужащими, достигшими предельного возраста пребывания на военной службе, контракт о прохождении военной службы может заключать­ся на срок до 10 лет в порядке, определяемом Положением о порядке про­хождения военной службы, но не свыше достижения ими возраста 65 лет.

Разница в предельных возрастах составляет 45-65 лет. Если учесть, что физические возможности людей в среднем одинаковы, а должности высших офицеров требуют не меньшего физического напряжения, чем должности старших и младших офицеров, то напрашивается вывод о сокращении разницы в предельных возрастах.

Это подтверждают и данные Главного военно-медицинского управления Министерства обороны РФ. Так, при прохождении медицинского освидетельствования перед предстоящим увольнением с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе только 12 % младших офицеров было признано военно-врачебными комиссиями ограниченно годными или годными с незначительными ограничениями к военной службе, тогда как среди офицеров в воинских званиях «полковник» - так уже было 25,7 %, что более чем в 2 раза превышает показатели в среде младших офицеров. Среди высших офицеров эти показатели еще выше - 32,8 %.

По данным Министерства труда и социального развития Российской Федерации 78,7 % военнослужащих, уволенных с военной службы в возрасте до 50 лет активно работают в различных отраслях экономики, 16,8 % заняты поиском работы, около 4 % - не работают и не заняты трудоустройством.

Представляет определенный интерес установление предельных возрастов пребывания на военной службе в армиях США, Великобритании, Франции и ФРГ.

В США увольнение из вооруженных сил по выслуге лет производится в том случае, когда военнослужащий прослужил в армии установленный законом срок 96. Выслуга в звании при этом должна составить:

- для категории майор (лейтенант-командер) и ниже - не менее 6 месяцев:

- для категорий подполковник (командер) и выше - не менее 3 лет.

Формально верхним пределом выслуги, после достижения которого военнослужащий подлежит увольнению в обязательном порядке, считается 30 лет, но для отдельных категорий генералов и старших офицеров допускаются исключения.

Предельный возраст для офицеров устанавливается в 62 года. Офицерам, занимающим руководящие должности в центральном аппарате, а также представителям высших военно-учебных заведений по решению Конгресса в индивидуальном порядке служба может быть продлена до 64 лет97.

Предельный срок службы для бригадного генерала и полковника - 30 лет, подполковника - 28 лет, для майора - 21 год. Но эти сроки в отдельных случаях могут быть продлены на 5 лет.

В Великобритании предельный возраст пребывания в вооруженных силах рядовых и сержантов составляет 47 лет, офицеров 55 лет, генералов - 60. Добровольцы, прослужившие 12 лет, освобождаются от обязательного зачисления в резерв, а 16 - летний срок дает им право на пенсию98.

Во Франции предельный возраст пребывания на военной службе составляет 42 года для старшего сержанта, 47 лет - для майора, 54 года - для полковника 99.

В ФРГ профессионалы увольняются из армии лишь при достижении ими определенного возраста, например, полковник - 50 лет (в штабах - 58 лет), майор - 45 лет (в штабах - 54) 100.

Как видим, в армиях указанных государств предельные возрасты пребывания на военной службе выше, чем в Вооруженных Силах Российской Федерации, что также подтверждает высказанный ранее тезис о сокращении разницы в предельных возрастах для различных категорий военнослужащих.

В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 51 Федерального закона Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службе" военнослужащий подлежит увольнению с военной службы по возрасту - по достижении предельного возраста пребывания на военной службе. Указанное основание увольнения представляет собой объективное юридическое событие (достижение определенного возраста), с которым законодатель связывает наступление юридического последствия - увольнение с военной службы.

По этому основанию подлежит увольнению военнослужащий, достигший предельного возраста пребывания на военной службе, в том числе при истечении срока, на который ему продлена военная служба в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 49 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», либо в течение указанного срока при нежелании продолжать военную службу101.

По мнению автора, такая норма, содержащаяся в Положении о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. № 1237, разрешает ситуацию, когда не надо увольнять достигшего предельного возраста военнослужащего, заключившего новый контракт сверх предельного возраста, по истечении срока контракта. Однако, формулировка, связанная с увольнением военнослужащего при нежелании продолжать военную службу в течение срока, на который она ему продлена после достижения предельного возраста, несколько неудачна, т.к. по достижению предельного возраста пребывания на военной службе военнослужащий подлежит увольнению и от его желания указанное основание увольнения не зависит. Командир (начальник), заключивший новый контракт с военнослужащим сверх предельного возраста, действуя на основе принципа единоначалия, вправе определить вклад указанного военнослужащего в исполнение обязанностей военной службы и при отсутствии усердия и инициативы по службе уволить такого военнослужащего по названному основанию. На наш взгляд конструкция указанной нормы таит в себе определенную опасность. Так, военнослужащий, достигший предельного возраста, и заключивший новый контракт о прохождении военной службы сверх предельного возраста, при определенной ситуации может пойти на нарушения воинской дисциплины, невыполнение условий контракта, а при привлечении его к дисциплинарной ответственности заявить о нежелании продолжать военную службу. Фактически выражение субъективного нежелания продолжать военную службу является побудительным мотивом для увольнения такого военнослужащего по льготному объективному основанию. Представляется необходимым в порядке реализации п. 3 Указа Президента РФ от 16 сентября 1999 г. № 1237 внести предложение об исключении такого противоречия из Положения о порядке прохождения военной службы.

Таким образом, рассмотренное основание увольнения с военной службы является объективным юридическим событием, с которым законодатель связывает наступление юридического последствия - увольнение с военной службы военнослужащего по достижении им предельного возраста пребывания на военной службе с предоставлением законодательных гарантий.

^ Увольнение с военной службы по истечении срока контракта о прохождении военной службы.

С появлением в нашей стране военной службы по контракту в практику вошло новое основание увольнения - по истечению срока контракта о прохождении военной службы. Однако, еще до появления в Российской Федерации военной службы по контракту, некоторые категории военнослужащих подписывали обязательство, которое предусматривало сроки прохождения военной службы. Так, например, для прапорщиков и мичманов продление срока действительной военной службы производилось в добровольном порядке каждый раз не менее чем на 3 года на основании письменного обязательства102; увольнение военнослужащих-женщин с действительной военной службы могло производиться по выслуге установленного срока службы, предусмотренного обязательством, если они не изъявили желание продолжать военную службу 103.

Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, принявший решение об увольнении с военной службы по истечению срока контракта подлежит увольнению с военной службы по основанию, предусмотренному подп. "б" п.1 ст. 51 Федерального закона "О воинской обя­занности и военной службе".

Причиной указанного основания увольнения выступает субъективно-волевое действие, направленное на прекращение военно-служебных отношений. У военнослужащего есть субъективное право возможного поведения: заключить новый контракт о прохождении военной службы, либо уволиться с военной службы. Такое основание увольнения выступает юридическим дозволением прекращения военно-служебные отношения, что говорит о значительной демократизации общественных отношений в вопросах прохождения военной службы.

В соответствии с п. 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих", военнослужащие не могут быть уволены с военной службы вопреки их желанию до приобретения права на пенсию за выслугу лет, за исключением случаев досрочного увольнения с военной службы. Указанное означает, что если военнослужащий, не достиг предельного возраста пребывания на военной службе, соответствует требованиям, предъявляемым к военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, не имеет право на пенсию за выслугу лет и у командования отсутствуют основания для его досрочного увольнения с военной службы, командир воинской части не вправе отказать в заключении контракта о прохождении военной службы такому военнослужащему.

Представление на военнослужащего и необходимые документы к его увольнению с военной службы по указанному основанию должны быть подписаны командиром (начальником) воинской части и направлены в адрес вышестоящего кадрового органа не позднее, чем за три месяца до истечения срока действующего контракта и должны поступить в инстанцию, издающую приказ, не позднее чем за два месяца до истечения вышеуказанного срока.

Существенное значение для правоприменительной практики играет определение срока увольнения с военной службы по истечению срока контракта.

В соответствии с п. 11 ст. 38 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части считается днем окончания военной службы. Военнослужащий должен быть исключен из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы104, кроме случаев, которые по объективным причинам не позволяют это сделать. Таким образом, последний день указанный в контракте, является последним днем военной службы и должен совпадать с днем исключения из списков личного состава воинской части, что подтверждается абзацем 3 пункта 4 статьи 3 Положения о порядке прохождения военной службы.

Какие правовые последствия может повлечь несовпадение указанных сроков? По мнению автора с истечением срока контракта военнослужащий должен утрачивать свой статус и должен освобождаться от обязанностей и ответственности, как военнослужащий. Вместе с тем законодатель предусматривает несовпадение указанных сроков в случаях, определенных в п. 11 ст. 38 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе». Перечисленные в указанной норме Закона случаи объективно не позволяют военнослужащему реализовать свои права на увольнение с военной службы. Поэтому в установленных законодателем случаях военнослужащий занимает правовое положение, которое можно назвать «усеченным статусом». Военнослужащий, срок контракта которого истек, пользуется правами, предоставленными военнослужащему, но не исполняет обязанности и не несет за это ответственности, возложенные на военнослужащих. К нему не могут применяться дисциплинарные взыскания, определенные Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации, он не может привлекаться к материальной ответственности как военнослужащий.

В отношении привлечения указанных военнослужащих к уголовной ответственности достаточно убедительна позиция А.А.Тер-Акопова, который подчеркивает, что «окончанием военной службы считается день исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части. Этот момент единый для всех категорий военнослужащих. Пункт 11 ст. 38 указанного закона требует, чтобы военнослужащий был исключен из списков части в день истечения срока его военной службы, кроме случаев, прямо предусмотренных в этой статье. Если срок службы истек и отсутствуют исключительные обстоятельства, то он не может признаваться субъектом преступления против военной службы, даже если он не исключен из списков части»105.

Н.А. Петухов и А.Т. Уколов рассматривая применение к военнослужащим норм Общей части Уголовного кодекса РФ отмечают, что «в том случае, если преступление было совершено военнослужащим в период прохождения военной службы по контракту, а на момент вынесения приговора срок контракта истек и с военнослужащим не заключен новый контракт, ограничение по военной службе назначено быть не может»106.

Военнослужащий, по мнению автора, после истечения срока контракта о прохождении военной службы не несет ответственности за невыполнение общих, должностных и специальных обязанностей, которые на него возлагались при заключении контракта.

Если срок контракта истек и военнослужащий не исключен из списков личного состава части без уважительных причин, указанных в п. 11 ст. 38 Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе”, налицо нарушение его прав. Такой военнослужащий не может привлекаться для несения боевого дежурства, караульной и внутренней служб.

Должностные лица, виновные в несвоевременном увольнении военнослужащего с военной службы, могут быть привлечены к дисциплинарной и материальной ответственности107.

^ Увольнение с военной службы в связи с лишением воинского звания.

В соответствии с подп. "д" п. 1 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" военнослужащий подле­жит увольнению в связи с лишением его воинского звания.

Согласно ст. 48 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" военнослужащий может быть лишен воинского звания толь­ко по приговору суда за совершение тяжкого или особо тяжкого преступ­ления. Статьей 48 Уголовного кодекса РФ уточнено, что лишение воинского звания производится судом при осуждении военнослужа­щего за совершение тяжкого и особо тяжкого преступления с учетом лич­ности виновного.

Причиной увольнения с военной службы по данному основанию выступает юридический акт, совершаемый судом в виде приговора, с намерением породить юридические последствия, направленные на прекращение военно-служебных отношений.

Как правильно отмечают Н.А. Петухов и А.Т. Уколов назначение данного наказания влечет за собой ряд существенных правовых последствий: лишение права на пенсию по выслуге лет, права на льготы, предусмотренные законодательством о статусе военнослужащего, и т.д.108

В то же время, по нашему мнению, позиция указанных авторов о том, что специальный дополнительный вид наказания в виде лишения воинского звания может применяться ко всем категориям военнослужащих в звании выше рядового109 не совсем обоснована. В отличие от ранее действовавшего законодательства в настоящее время суд может лишить любого воинского звания, вне зависимости от того, кем из должностных лиц оно присвоено.

В соответствии с п. 3 ст. 52 Федерального закона "О воинс­кой обязанности и военной службе" гражданину, лишенному воинского зва­ния по решению суда, одновременно с зачислением в запас военным комис­саром либо должностным лицом иного органа, осуществляющего воинский учет, присваивается воинское звание рядового или матроса. Присвоение указанного звания возможно после отбытия наказания в виде лишения свободы, т.к. граждане, отбывающие наказание в виде лишения свободы, не подлежат воинскому учету 110.

Однако, если следовать тезису, что судами производится лишение всех воинских званий, кроме воинского звания рядового, то военнослужащие, проходившие военную службу по контракту, в воинском звании рядового будут иметь право на пенсию за выслугу лет от Министерства обороны, а другие бывшие военнослужащие, лишенные воинского звания, таким правом обладать не будут. Указанное будет противоречить принципу законности и справедливости.

Суд, вынесший приговор о лишении осужденного воинс­кого звания после вступления его в законную силу направляет копию при­говора должностному лицу, присвоившему осужденному звание111.

Должностное лицо в установленном порядке вносит в соответствующие документы запись о лишении осужденного воинского звания, а также при­нимает меры по лишению его прав и льгот, предусмотренных для лиц, име­ющих соответствующее звание.

Копия приговора суда в отношении военнослужащего запаса направля­ется в военный комиссариат по месту воинского учета.

Должностное лицо в течение одного месяца со дня получения копии приговора сообщает в суд, вынесший приговор, о его исполнении.

Действующее уголовное законодательство не исключает возможности освобождения от данного вида наказания по амнистии и в порядке помилования. В частности в ст. 84 Уголовного кодекса РФ Государственная Дума Федерального Собрания РФ наделена правом объявления амнистии, в том числе и правом освобождения от дополнительных наказаний, к которым относится и лишение воинского звания112.

Вместе с тем исходя из принципа разделения властей, закрепленного в ст. 10 Конституции РФ, представляется, что такое освобождение может быть произведено лишь до момента реального исполнения данного наказания, т.е. до совершения соответствующими должностными лицами действий, указанных в ст. 61 Уголовно-исполнительного кодекса РФ. Если данное наказание исполнено на день вступления в силу постановления об объявлении амнистии, вопрос об освобождении от него решен быть не может.

Военнослужащие, увольняемые с военной службы в связи с лишением воинского звания, увольняются по представлению командования при наличии соответствующего приговора военного суда. Все экземпляры личных дел лишенных воинских званий пересылаются в Центральный архив Министерства обороны или в Центральный Военно-Морской архив 113.

^ Увольнение с военной службы в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы

В связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы он подлежит увольне­нию с военной службы в соответствии с подп. "е" п. 1 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".

По этому основанию увольняются военнослужащие, осужденные к лишению свободы за совершенные преступления без лишения воинского звания114. Днем увольнения с военной службы является день начала отбывания наказания в виде лишения свободы, указанного в приговоре суда115.

В соответствии со статьей 43 Уголовного кодекса РФ наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренных Уголовным ко­дексом лишении или ограничении прав и свобод этого лица.

Наказание применяется в целях восстановления социальной справедли­вости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совер­шения новых преступлений.

Среди видов наказаний, связанных с лишением свободы, различают: лишение свободы на определенный срок; пожизненное лишение свободы.

Лишение свободы заключается в изоляции осужденного от общества пу­тем направления его в колонию-поселение или помещения в исправительную колонию общего, строгого или особого режима либо в тюрьму.

Пожизненное лишение свободы устанавливается только как альтернати­ва смертной казни за совершение особо тяжких преступлений, посягающих на жизнь, и может назначаться в случаях, когда суд сочтет возможным не применять смертную казнь. Пожизненное лишение свободы не назначается женщинам, а также ли­цам, совершившим преступления в возрасте до восемнадцати лет, и мужчи­нам, достигшим к моменту вынесения судом приговора шестидесятипятилет­него возраста.

В соответствии со статьей 356 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР приговор вступает в законную силу по истечении срока на кассаци­онное обжалование и опротестование, если он не был обжалован или опро­тестован. В случае принесения кассационной жалобы или кассационного протеста приговор, если он не отменен, вступает в законную силу по рассмотрении дела вышестоящим судом. Жалобы и протесты на приговор суда первой инстанции могут быть поданы в течение семи суток со дня провозглашения приговора, а осуж­денным, содержащимся под стражей, - в тот же срок со дня вручения ему копии приговора. Приговор, не подлежащий кассационному обжалованию, вступает в си­лу с момента его провозглашения.

Вступивший в законную силу приговор обращается к исполнению су­дом, постановившим приговор, не позднее трех суток со дня его вступле­ния в законную силу или возвращения дела из кассационной инстанции. Обвинительный приговор приводится в исполнение по вступлении его в законную силу.

Таким образом, причиной увольнения с военной службы по данному основанию выступает юридический акт (приговор суда), порождающий юридические последствия, которые препятствуют военнослужащему исполнять обязанности военной службы, и направлен на прекращение военно-служебных отношений.

Все экземпляры личных дел военнослужащих, осужденных к лишению свободы за совершенные преступления без лишения воинского звания высылаются на учет в военный комиссариат по месту жительства семьи (родственников).

^ Увольнение с военной службы в связи с отчислением из военного образовательного учреждения профессионального образования

В соответствии с подп. "ж" п. 1 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" военнослужащий подле­жит увольнению с военной службы в связи с отчислением его из военного образовательного учреждения профессионального образования (адъюнктуры, военной докторантуры) и при отсутствии других оснований для увольнения116.

Причиной увольнения с военной службы по данному основанию являются субъективные обстоятельства, связанные с невыполнением основной военной образовательной программы, нарушением требований общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации слушателями, курсантами, адъюнктами и докторантами117. Отчисление из военного образовательного учреждения профессионального образования в указанных случаях применяется как мера дисциплинарного воздействия к следующим категория военнослужащих: военнослужащим мужского пола, не достигшего возраста 18 лет; военнослужащим женского пола, не имеющим воинского звания офицера или прапорщика (мичмана); военнослужащим мужского пола, проходящим военную службу по контракту (за исключением военнослужащих, подлежащих направлению для прохождения военной службы по призыву), а также военнослужащим женского пола, имеющим воинское звание офицера или прапорщика (мичмана), не желающим заключать новый контракт.

На основе анализа норм Положения о порядке прохождения военной службы можно сделать вывод, что отчисление военнослужащего из военного образовательного учреждения профессионального образования (адъюнктуры, военной докторантуры) производится за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться, а также как отказавшегося заключить контракт о прохождении военной службы118. Порядок отчисления устанавливается нормативными правовыми актами федерального органа, в котором предусмотрена военная служба.

Так, разделом III (статьи 41-44) Положения о высших военно-учебных заве­дениях Министерства обороны Российской Федерации119 установ­лено, что за невыполнение учебных планов, нарушение воинской дисциплины или общественного порядка к слушателям и курсантам могут быть применены меры дисциплинарного воздействия вплоть до отчисления из вуза120. Слуша­тели и курсанты отчисляются из высших военно-учебных заведений по не­успеваемости, недисциплинированности, нежеланию учиться, в связи с невоз­можностью продолжать обучение по независящим от них причинам, а также при не заключении контракта о прохождении военной службы. Курсанты выс­ших военных авиационных училищ летчиков (штурманов) отчисляются также по летной неуспеваемости (профессиональной непригодности).

По неуспеваемости отчисляются слушатели и курсанты, не сдавшие в экзаменационную сессию экзамены (зачеты с оценкой) или допущенные к экзаменам (зачетам с оценкой) по трем и более дисциплинам, получившие при пересдаче экзаменов (зачетов с оценкой) две неудовлетворительные оценки, не ликвидировавшие учебную задолженность в установленные сро­ки. Дела слушателей и курсантов, представляемых к отчислению, расс­матриваются на ученом совете вуза (факультета).

Слушатели и курсанты, не допущенные к итоговой государственной аттестации или получившие неудовлетворительную оценку (оценки) в ходе итоговой государственной аттестации, отчисляются из высшего воен­но-учебного заведения.

Военнослужащие мужского пола, отчисленные из военных образовательных учреждений профессионального образования за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться, а также отказавшиеся заключить контракт о прохождении военной службы, если к моменту отчисления из указанных образовательных учреждений они достиг­ли возраста 18 лет, не выслужили установленного срока военной службы по призыву и не имеют права на увольнение с военной службы, на осво­бождение или отсрочку от призыва на военную службу, направляются для прохождения военной службы по призыву121.

Военнослужащие мужского пола, отчисленные из военных образова­тельных учреждений профессионального образования, не достигшие возрас­та 18 лет, увольняются с военной службы и направляются в военный ко­миссариат для постановки на воинский учет и в дальнейшем призываются на военную службу на общих основаниях. В случае увольнения военнослу­жащих по вышеуказанным основаниям, в срок военной службы по призыву им засчитывается продолжительность военной службы во время обучения в во­енном образовательном учреждении профессионального образования из рас­чета два месяца военной службы в указанном образовательном учреждении за один месяц военной службы по призыву.

Военнослужащие женского пола, отчисленные из военных образова­тельных учреждений профессионального образования, увольняются с воен­ной службы: не имеющие военно-учетной специальности, - без постановки на воин­ский учет; имеющие военно-учетную специальность, - с зачислением в запас и направлением в военный комиссариат по месту жительства для постановки на воинский учет.

Поскольку указанное основание увольнения с военной службы имеет императивное предписание на безусловное прекращение военно-служебных отношений с военнослужащими, отчисленными из военно-учебного заведения, постольку военнослужащий подлежит увольнению с военной службы. Вместе с тем возникает вопрос о возможности оставления отчисленных из военно-учебных заведений военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, на военной службе?

Положение о порядке прохождения военной службы, утвержденное Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. 1237, допускает возможность прохождения военной службы по контракту, военнослужащим, отчисленным из военно-учебного заведения (адъюнктуры, военной докторантуры)122. Такое юридическое дозволение, по мнению автора, противоречит императивности нормы, требующей безусловно производить увольнение с военной службы. В целях устранения возникающего противоречия предлагается в Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» внести изменение по данному основанию увольнения, исключив его из п. 1 ст. 51 и поместив его в п. 2 ст. 51 с формулировкой: «военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть уволен с военной службы».

^ Увольнение с военной службы по состоянию здоровья

В соответствии с подп. "в" п. 1 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" военнослужащий подле­жит увольнению с военной службы по состоянию здоровья - в связи с признанием его военно-врачебной комиссией негодным к военной службе. Увольнение военнослужащего, проходящего военную службу по контрак­ту, в связи с признанием его негодным к военной службе производится в отставку и на воинский учет он не ставится.

Причиной увольнения с военной службы по данному основанию является объективное обстоятельство, не зависящее от воли субъекта увольнения (военнослужащего) - его состояние здоровья, не позволяющее продолжать ему военно-служебные отношения.

В случае предъявления жалоб на состояние здоровья направление на освидетельствование военнослужащих, проходящих во­енную службу по контракту, производится прямыми начальниками от коман­дира полка (командира корабля I ранга), им равными и выше, военным су­дом или прокуратурой. Направление на освидетельствование может быть подписано начальни­ком штаба (от начальника штаба полка и выше) или начальником кадрового органа (от начальника отдела кадров соединения и выше) со ссылкой на решение соответствующего командира (начальника).

Освидетельствование военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в связи с предстоящим увольнением их с военной службы про­изводится гарнизонными или госпитальными ВВК не позднее трех недель со дня начала амбулаторного или стационарного обследования военнослужаще­го. В случаях, когда освидетельствование военнослужащего в связи с не­ясностью диагноза увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания и их последствий не может быть проведено в указанный срок, обследование во­еннослужащего может быть продлено начальником военно-медицинского уч­реждения, о чем ставится в известность командование или кадровый ор­ган, направивший военнослужащего на освидетельствование.

На военнослужащих, направляемых в мирное время на освидетельствование, в ВВК представляются:

- направление на освидетельствование с указанием воинского звания, номера воинской части (наименования учреждения), фамилии, имени, от­чества, года рождения, месяца и года призыва или поступления на воен­ную службу по контракту в Вооруженные Силы Российской Федерации (дру­гие войска), цели освидетельствования и предварительного диагноза;

- медицинская книжка;

- служебная и медицинская характеристики на лиц с психическими расстройствами;

- справка о травме на лиц, получивших в период прохождения военной службы (военных сборов) увечье (ранение, травму, контузию).

В служебной характеристике должны быть отражены сведения о влиянии состояния здоровья военнослужащего на исполнение им обязанностей воен­ной службы по занимаемой должности, мнение о целесообразности сохране­ния военнослужащего на военной службе. Служебную характеристику подпи­сывает командир воинской части.

В медицинской характеристике должны быть указаны сведения о ре­зультатах диспансерного динамического наблюдения за состоянием здо­ровья военнослужащего, об обращаемости его за медицинской помощью и о количестве дней трудопотерь за последние 2 года, связанных с состояни­ем здоровья. Сведения, указанные в медицинской характеристике, должны быть подтверждены данными медицинской книжки и другими медицинскими документами.

В справке о травме указываются обстоятельства, при которых воен­нослужащий получил увечье (ранение, травму, контузию), а также связано или не связано увечье (ранение, травма, контузия) с исполнением обя­занностей военной службы.

В случае, если военнослужащий, проходящий военную службу по конт­ракту, признан негодным к военной службе и в период оформления уволь­нения не может по состоянию здоровья исполнять обязанности военной службы, ВВК одновременно с заключением о категории годности к военной службе выносит заключение следующего содержания: "Подлежит полному ос­вобождению от исполнения обязанностей военной службы на срок, необхо­димый для оформления увольнения, но не более 30 суток"123.

Некоторые вопросы возникают в связи с увольнением с военной службы по состоянию здоровья военнослужащего, осужденного с отбыванием наказания в виде ограничения по военной службе. Действующее уголовное законодательство специально не указывает на возможность освобождения осужденного военнослужащего от отбывания ограничения по военной службе в связи с увольнением с военной службы по состоянию здоровья или иным основаниям, предусмотренным законодательством о военной службе. Вместе с тем в ст. 148 Уголовно-исполнительного кодекса РФ (далее - УИК РФ) установлено, что в случае увольнения военнослужащего с военной службы по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, командир воинской части направляет в суд представление о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания или об освобождении от наказания. Кроме того, в ст. 174 УИК РФ указано, что досрочному освобождению от ограничения по военной службе подлежат лица, признанные негодными к военной службе по состоянию здоровья или при наличии иных оснований для увольнения с военной службы.

В соответствии со ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть уволен: по возрасту; при признании негодным или ограниченно годным к военной службе по состоянию здоровья; в связи с организационно-штатными мероприятиями; в связи с невыполнением условий контракта; по иным, предусмотренным данной статьей основаниям.

Как правильно обращают внимание Н.А. Петухов и А.Т. Уколов осуждение военнослужащего к ограничению по военной службе не может служить препятствием для увольнения по любому из перечисленных оснований, поскольку это не предусмотрено действующим законодательством.

При признании военнослужащего негодным к военной службе основанием освобождения от ограничения по военной службе может служить положение, закрепленное в ч. 2 ст. 81 Уголовного кодекса РФ, т.е. наличие заболевания, препятствующего дальнейшему отбыванию наказания124.

Суд при увольнении военнослужащего с военной службы до истечения срока ограничения по военной службе, руководствуясь названными статьями УИК РФ, может решить вопрос об освобождении от этого наказания или о замене его на более мягкое, например, на обязательные работы или штраф.


verhovnij-tajnij-sovet.html
verman-elena-nikolaevna-1977-gr-gosudarstvennij-registracionnij-nomer.html
vernutsya-za-lilit-avtor-mihael-dorfman-dannij-tekst-o-lilit-budet-postepenno-rasshiryatsya-chtobi-vklyuchit.html
veroyatnostnij-podhod-chast-2.html
versalskij-mirnij-dogovor.html
versii-i-planirovanie-rassledovaniya-prestuplenij-chast-5.html
  • school.bystrickaya.ru/analiz-stihotvoreniya-pasternaka-avgust.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/raspisanie-uchebnih-zanyatij-3-kursa-fakulteta-menedzhmenta.html
  • grade.bystrickaya.ru/obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshego-obrazovaniya-na-2011-2012-uchebnij-god.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/gazeta-moskva-17-03022009-vardul-nikolaj-tranzital-nursultana-nazarbaeva.html
  • shkola.bystrickaya.ru/rukovodstvo-dlya-vrachej-i-medicinskih-psihologov-stranica-14.html
  • reading.bystrickaya.ru/kursovaya-proizvodstvennaya-firmi-upfir-utverzhdayu.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/veshi-znaki-bukvi-cifri-raznie-predmeti-kniga-mertvih-v-svoej-glubinnoj-suti-govorit-o-tom-zhe-o-snah-oneotvratimih.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/razdel-6informacionnie-sistemi-razrabotki-tehnologii-materiali-pribori-izdeliya-prikladnogo.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sobitiya-vedomosti-avtor-ne-ukazan-04062008-101-str-a3-gosduma-rf-monitoring-smi-4-iyunya-2008-g.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/proizvodstvo-myasa-krupnogo-rogatogo-skota-v-pravitelstvo-respubliki-buryatiya-postanovlenie-ot-19-oktyabrya-2010.html
  • control.bystrickaya.ru/biblioteka-odoipp-soderzhit-sleduyushuyu-literaturu.html
  • learn.bystrickaya.ru/gendernij-podhod-v-izuchenii-istorii-rossijskoj-dvoryanskoj-povsednevnosti.html
  • credit.bystrickaya.ru/plan-konspekt-provedeniya-zanyatiya-po-bezopasnosti-i-zashite-v-chrezvichajnih-situaciyah-na-temu-dejstviya-rabotnikov-organizacii-v-chrezvichajnih-situaciyah-prirodnogo-haraktera.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/prilozhenie-24-auamoctukadiagnostika-psihicheskogo-razvitiya-detej-37-let-m-yu-kondratev-kollektiv.html
  • lecture.bystrickaya.ru/9chert-takogo-ya-tochno-ne-ozhidal-rassvet-sumerki.html
  • literature.bystrickaya.ru/blagotvoritelnost-centralnaya-pressa-pojmite-nas-mi-prosto-drugie.html
  • learn.bystrickaya.ru/gbou-gimnaziya-1505.html
  • shkola.bystrickaya.ru/materialnie-sledi-chast-7.html
  • institut.bystrickaya.ru/turisticheskaya-kompaniya-idealnij-mir.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/razvod-ili-novoe-nachalo-.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/osnovi-teorii-literaturi-chast-3.html
  • reading.bystrickaya.ru/konkursi-obrazovatelnie-programmi.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-po-literature-dlya-10-klassa-.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/akcionernoe-obshestvo-uralgrazhdanproekt.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/voprosi-izucheniya-obucheniya-i-vospitaniya-detej-s-intellektualnoj-nedostatochnostyu-stranica-10.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/razdel-iii-obyazatelstva-po-vipolneniyu-rabot-programma-gosudarstvennogo-itogovogo-ekzamena-po-specialnosti-030501.html
  • nauka.bystrickaya.ru/v-a-mihelson-v-a-grebennikov-stranica-32.html
  • university.bystrickaya.ru/ezhdunarodnuyu-nauchno-prakticheskuyu-konferenciyu-voprosi-podderzhki-estestvennogo-bilingvizma-diaspor-kak-uslovie-plodotvornoj-integracii-migrantov-v-inoyazichnuyu-socialnuyu-sredu.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-kursa-po-viboru-tara-i-upakovka-dlya-specialnosti-271100-tehnologiya-moloka-i-molochnih-produktov.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zakonom-ruz-ot-30-08-1997-g-n-485-i.html
  • doklad.bystrickaya.ru/variant-6-metodicheskie-ukazaniya-po-vipolneniyu-kontrolnoj-raboti-dlya-studentov.html
  • institut.bystrickaya.ru/telekommunikacii-sliyaniya-i-poglosheniya.html
  • report.bystrickaya.ru/klinicheskaya-farmakologiya-nootropnih-lekarstvennih-sredstv.html
  • teacher.bystrickaya.ru/finalnij-etap-pervenstva-rossii.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/b-v-gorelov-sostaviteli-informbyulletenya-ne-otvechayut-za-dostovernost-zaimstvovannoj-informacii.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.