.RU

Возрастная периодизация Д.Б. Эльконина

План

Введение

1. Проблема периодизации психического развития

2. Периодизация психического развития Д.Б. Эльконина

Список литературы

Введение

Возраст - в психологии - категория, означающая качественно специфическую ступень развития онтогенетического - временные характеристики индивидуального развития. Нужно различать процессы возрастного (онтогенетического) и функционального развития - в рамках отдельных процессов психических. Для последнего характерны относительно частые, парциальные изменения, накопление коих и создает предпосылки для качественных возрастных сдвигов в детском сознании и личности. В ряде концепции возраст рассматривается как суммация разнородных явлений роста, общесоматического, полового и нервно-психического созревания, зрелости и старения, сходящихся со многими сложными явлениями oбщественно-экономического развития человека в конкретных условиях.

В истории становления возрастной психологии было представлено достаточно много подходов к решению вопроса о возрастной периодизации.

В отечественной возрастной психологии наиболее распространенной является периодизация Д. Эльконина.

Цель работы: дать характеристику каждого возрастного периода по Эльконину.

Задачи работы:

рассмотреть проблема периодизации психического развития;

рассмотреть периодизацию психического развития Д.Б. Эльконина

1. Проблема периодизации психического развития

Д.Б. Эльконин писал, что проблема периодизации психического развития в детском возрасте является фундаментальной проблемой детской психологии. Ее разработка имеет важное теоретическое значение, ибо через определение периодов психического развития и через выявление закономерностей переходов от одного периода к другому, в конечном счете, может быть решена проблема движущих сил психического развития. От правильного решения проблемы периодизации во многом зависит построение системы воспитания и обучения детей.

Д.Б. Элькониным определены основные подходы к проблеме периодизации:

исторический подход к темпам развития и к вопросу о возникновении отдельных периодов детства в ходе исторического развития человечества;

подход к каждому возрастному периоду с точки зрения того места, которое он занимает в общем цикле психического развития ребенка;

представление о психическом развитии как о процессе диалектически противоречивом, протекающим не эволюционным путем, а путем перерывов непрерывности, возникновения в ходе развития качественно новых образований;

выделение, как обязательных и необходимых переломных, критических точек в психическом развитии, являющихся важными объективными показателями переходов от одного периода к другому;

выделение различных по своему характеру переходов и в связи с этим различение в психическом развитии эпох, стадий, фаз. [1]

Согласно Д.Б. Эльконину, при создании возрастной периодизации целесообразно оперировать системой "ребенок в обществе", внутри которой существуют системы "ребенок - вещь" и "ребенок - отдельный взрослый". Из двух самостоятельных они превращаются в единую, существенно изменяя свое содержание. В системе "ребенок - вещь" вещи, обладающие определенными физическими и пространственными свойствами, начинают открываться ребенку как общественные предметы, главным образом выработанные способами действий с ними. Система "ребенок - вещь" в действительности является системой "ребенок - общественный предмет" Общественно выработанные способы действий с предметом не даны непосредственно как некие физические характеристики вещей. На предмете не указаны его общественное происхождение, способы действий с ним. Поэтому овладение этим предметом невозможно путем простого "уравновешивания" с его физическими свойствами. Внутренне необходимым становится особый процесс усвоения ребенком общественных способов действий с этим предметом (ложкой он ест, лопаткой копает и т.п.).

При усвоении общественно выработанных способов действий с предметами происходит формирование ребенка как члена общества, включая его интеллектуальные, познавательные и физические силы. Для самого ребенка это развитие представлено прежде всего как расширение сферы и повышение уровня овладения действий с предметами. Именно по этому параметру дети сравнивают свой уровень, свои возможности с уровнем и возможностями других детей и взрослых. В процессе такого сравнения взрослый открывается ребенку не только как носитель общественных способов действий с предметами, но и как человек, решающий определенные общественные задачи.

В системе "ребенок - взрослый" взрослый начинает выступать как носитель определенных видов деятельностей, вступающий при этом в разнообразные отношения с другими людьми, подчиняющийся определенным нормам. При этом на самой деятельности взрослого внешне не указаны ее мотивы и задачи. Внешне она выступает перед ребенком как производство и преобразование предметов и вещей. Поэтому возникает необходимость процесса усвоения задач и мотивов человеческой деятельности и норм человеческих взаимоотношений. А взрослый как раз и выступает перед ребенком как носитель сложных способов действий, эталонов и мер, необходимых в свободной ориентировке в мире. Таким образом, по мнению Д.Б. Эльконина, деятельность ребенка внутри систем "ребенок - общественный предмет" и "ребенок - общественный взрослый" представляет единый процесс, в котором формируется его личность. В каждый возрастной период эта деятельность специфична. Так, для младенцев, согласно исследованиям М.И. Лисиной, такой деятельностью является непосредственное эмоциональное общение со взрослыми. Внутри этой деятельности формируются ориентировочные и сенсомоторные действия. Яркой иллюстрацией такого общения служит "комплекс оживления" как сложное комплексное действие, решающее коммуникативную задачу и осуществляемое особыми средствами. Этими же исследованиями доказано, что дефицит эмоционального общения оказывает серьезное негативное влияние на психическое развитие в этот период[2] .

В раннем детстве установлен переход ребенка к собственно предметным действиям, непосредственное эмоциональное общение со взрослыми уступает место деловому практическому сотрудничеству.

В раннем детстве ученые отмечают своеобразный "предметный фетишизм" - ребёнок занят предметом и действием с ним. На основе активного овладения предметно-орудийными операциями развивается "практический интеллект".

Для дошкольного детства определяющей развитие деятельностью является игра в ее наиболее развернутой форме - ролевая игра. Благодаря особым игровым приемам, к числу которых относятся: принятие на себя роли взрослого, обобщенный характер воспроизведения предметных действий, использование предметов-заменителей, ребенок моделирует в игре отношения людей и их жизнь. То есть игра "включает" его в жизнь. Ролевая игра есть деятельность, дающая ребенку-дошкольнику ориентацию в самых фундаментальных вопросах человеческой жизни. По сути игра - это школа социализации.

Для психического и умственного развития детей школьного возраста наиболее значимо учение. Учебная деятельность обеспечивает усвоение новых знаний, интенсивное формирование интеллектуальных и познавательных возможностей.

Учебная деятельность опосредует всю систему отношений ребенка со взрослыми в этот возрастной период.

Для подростка учебная деятельность остается чрезвычайно значимой, т.к ее результаты остаются главными критериями оценки его взрослыми.

Однако в исследованиях Т.В. Драгуновой и Д.Б. Эльконина была открыта специфически подростковая деятельность - интимно-личностное общение со сверстниками.

В этой деятельности воспроизводятся те отношения, которые характеризуют взрослых людей. Причем происходит углубленная ориентация в этих отношениях и их усвоение. Внутри этой деятельности формируются взгляды на жизнь, на свое будущее (личные смыслы жизни) и самосознание как "социальное сознание, перенесенное внутрь". [3]

Определяя значимость для каждого возрастного периода того или иного вида деятельности, можно сказать, что она ведет за собой психическое развитие.

Поэтому целесообразно говорить о ней как о ведущей деятельности. Рассмотрение ведущих видов деятельностей показывает, что в детском развитии имеют место периоды, дающие преимущественное осмысление задач, мотивов и норм отношений между людьми и на этой основе - развитие мотивационно-потребностной сферы, а также периоды, где преимущественно усваиваются способы действий, а значит - происходит формирование интеллектуально-познавательных возможностей детей.

2. Периодизация психического развития Д.Б. Эльконина

В основе возрастной переодизации Д.Б. Эльконина лежат ведущие деятельности, определяющие возникновение психологических новообразований на конкретном этапе развития. Рассматриваются отношения продуктивной деятельности и деятельности общения.

Вот как представляется в целом периодизация психического развития Д.Б. Эльконина.

Таблица 1. Периодизация психического развития по Д Б. Эльконину[4]


vliyanie-vidimogo-sveta-na-organizm-cheloveka-chast-3.html
vliyanie-vitaminov-na-organizm-cheloveka.html
vliyanie-vrednih-veshestv-v-vozduhe-rabochej-zoni-na-organizm-cheloveka.html
vliyanie-yazika-na-poznavatelnie-processi-chast-4.html
vliyanie-yazika-na-poznavatelnie-processi.html
vliyanie-zanyatij-nasamostoyatelnuyu-igru-detejmi-popova-posobie-dlya-vospitatelej-det-sadov-pod-red-s-l-novoselovoj.html
  • knigi.bystrickaya.ru/rukovodstvo-k-vipolneniyu.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/razdel-7-raspredelenie-pribili-i-dividendnaya-politika-otchet-utverzhden-sovetom-direktorov-oao-tulenergo.html
  • books.bystrickaya.ru/dostup-otkrit-tolko-s-kompyuterov-rnb-pri-pervom-seanse-raboti-s-etoj-bibliotekoj-neobhodimo-zaregistrirovatsya-v-kachestve-personalnogo-polzovatelya-opciya.html
  • studies.bystrickaya.ru/kaliningrad-razmenyal-poshlini-na-nalogovie-lgoti-radio-11-mayak-novosti-17-01-2006-garin-petr-15-00-11.html
  • thescience.bystrickaya.ru/kakova-zhe-prichina-avarii-otchet-o-provedenii-ekologicheskogo-uroka-dlya-shkolnikov.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/shestoj-moskovskij-otkritij-detskij-festival-elektroakusticheskoj-muziki.html
  • crib.bystrickaya.ru/istochniki-vitamina-b1-zakoni-zdorovya.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/metodicheskoe-posobie-po-discipline-pozharnaya-bezopasnost-v-stroitelstve.html
  • teacher.bystrickaya.ru/filosofskie-aspekti-globalistiki.html
  • occupation.bystrickaya.ru/nauchnij-fakt-i-poznanie-filosofiya-nauki.html
  • testyi.bystrickaya.ru/algoritmi-obhoda-svyaznogo-grafa-yaroslavskij-gosudarstvennij-pedagogicheskij.html
  • assessments.bystrickaya.ru/borba-s-varvarami-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-istorii-drevnego-mira-dlya-zaochnogo-otdeleniya.html
  • spur.bystrickaya.ru/metodi-issledovaniya-anketirovanie-rezultati-samoocenki-informacionnih-umenij-opros.html
  • school.bystrickaya.ru/57gadanie-na-snovidenii-s-drevnejshih-vremen-lyudi-pridavali-ogromnoe-znachenie-gadaniyam-gadali-ob-urozhae.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/set-token-ring-uchebno-metodicheskoe-posobie-predstavlyaet-soboj-pervuyu-chast-konspekta-lekcij-po-discipline-kompyuternie.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/psihologicheskie-funkcii-shpargalki-problemi-obucheniya-i-razvitiya-i-problemi-razvivayushego-obucheniya.html
  • grade.bystrickaya.ru/ministerstvo-obrazovaniya-i-nauki-rossijskoj-federacii-stranica-38.html
  • turn.bystrickaya.ru/osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-oop-bakalavra-realizuemaya-vuzom-po-napravleniyu-podgotovki-270800-62-stroitelstvo.html
  • laboratory.bystrickaya.ru/v-f-tendryakova-magistersk-diplomov-prce-stranica-6.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/planirovanie-prirodopolzovaniya.html
  • grade.bystrickaya.ru/ob-itogah-analiza-praktiki-primeneniya-zakonodatelstva-rossijskoj-federacii-o-samoreguliruemih-organizaciyah-v-otdelnih-sferah-i-otraslyah-ekonomicheskoj-deyatelnosti.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/osobennosti-taktiki-rassledovaniya-ubijstv-chast-19.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/primernaya-programma-disciplini-tehnologiya-elektronno-vichislitelnih-sredstv-rekomenduetsya-minobrazovaniem-rossii-dlya-specialnosti.html
  • education.bystrickaya.ru/23-oprosnie-metodi-issledovaniya-osnovnie-tipi-intervyu-uchebnoe-posobie-kolomna-2004-udk-37018-075-8.html
  • turn.bystrickaya.ru/odin-iz-samih-populyarnih-romanov-znamenitogo-shotlandca-tragikomicheskaya-semejnaya-saga-polnaya-groteska-i-teploj-ironii-nachinayushayasya-vzrivom-i-okanchivayushayasya-v-stranica-18.html
  • spur.bystrickaya.ru/meken-zhaji-kentau-alasi-bajlanis-telefondar.html
  • lecture.bystrickaya.ru/44-sovershenstvovanie-sistemi-uvedomitelnogo-poryadka-osushestvleniya-predprinimatelskoj-i-professionalnoj-deyatelnosti.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/znakomstva-sto-pudov-5-ot-160705-g-obyavleniya.html
  • bukva.bystrickaya.ru/tema-stroitelstvo-stroitelen-kontrol-stranica-4.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/primernaya-programma-professionalnogo-modulya-pm-06-diagnostika-anomalij-refrakcij-i-issledovanie-bazovih-zritelnih-funkcij-2012-g.html
  • bystrickaya.ru/visokochastotnie-i-nizkochastotnie-kondensatori-postoyannoj-yomkosti-poluperemennie-kondensatori-medicinskoj-elektroniki.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/novosti-goroda-regions-ru-6-v-yugre-nachala-rabotu-vserossijskaya-konferenciya-po-negosudarstvennomu-pensionnomu-obespecheniyu.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-9-doping-korol-aleksandr-nikonov.html
  • credit.bystrickaya.ru/otchet-o-rabote-obshestvennogo-soveta-pri-guvd-po-krasnodarskomu-krayu-za-1-polugodie-2010-god.html
  • thescience.bystrickaya.ru/gosudarstvennij-reestr-vserossijskih-loterej-chast-i-stranica-11.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.