.RU

Возрастная периодизация Д.Б. Эльконина

План

Введение

1. Проблема периодизации психического развития

2. Периодизация психического развития Д.Б. Эльконина

Список литературы

Введение

Возраст - в психологии - категория, означающая качественно специфическую ступень развития онтогенетического - временные характеристики индивидуального развития. Нужно различать процессы возрастного (онтогенетического) и функционального развития - в рамках отдельных процессов психических. Для последнего характерны относительно частые, парциальные изменения, накопление коих и создает предпосылки для качественных возрастных сдвигов в детском сознании и личности. В ряде концепции возраст рассматривается как суммация разнородных явлений роста, общесоматического, полового и нервно-психического созревания, зрелости и старения, сходящихся со многими сложными явлениями oбщественно-экономического развития человека в конкретных условиях.

В истории становления возрастной психологии было представлено достаточно много подходов к решению вопроса о возрастной периодизации.

В отечественной возрастной психологии наиболее распространенной является периодизация Д. Эльконина.

Цель работы: дать характеристику каждого возрастного периода по Эльконину.

Задачи работы:

рассмотреть проблема периодизации психического развития;

рассмотреть периодизацию психического развития Д.Б. Эльконина

1. Проблема периодизации психического развития

Д.Б. Эльконин писал, что проблема периодизации психического развития в детском возрасте является фундаментальной проблемой детской психологии. Ее разработка имеет важное теоретическое значение, ибо через определение периодов психического развития и через выявление закономерностей переходов от одного периода к другому, в конечном счете, может быть решена проблема движущих сил психического развития. От правильного решения проблемы периодизации во многом зависит построение системы воспитания и обучения детей.

Д.Б. Элькониным определены основные подходы к проблеме периодизации:

исторический подход к темпам развития и к вопросу о возникновении отдельных периодов детства в ходе исторического развития человечества;

подход к каждому возрастному периоду с точки зрения того места, которое он занимает в общем цикле психического развития ребенка;

представление о психическом развитии как о процессе диалектически противоречивом, протекающим не эволюционным путем, а путем перерывов непрерывности, возникновения в ходе развития качественно новых образований;

выделение, как обязательных и необходимых переломных, критических точек в психическом развитии, являющихся важными объективными показателями переходов от одного периода к другому;

выделение различных по своему характеру переходов и в связи с этим различение в психическом развитии эпох, стадий, фаз. [1]

Согласно Д.Б. Эльконину, при создании возрастной периодизации целесообразно оперировать системой "ребенок в обществе", внутри которой существуют системы "ребенок - вещь" и "ребенок - отдельный взрослый". Из двух самостоятельных они превращаются в единую, существенно изменяя свое содержание. В системе "ребенок - вещь" вещи, обладающие определенными физическими и пространственными свойствами, начинают открываться ребенку как общественные предметы, главным образом выработанные способами действий с ними. Система "ребенок - вещь" в действительности является системой "ребенок - общественный предмет" Общественно выработанные способы действий с предметом не даны непосредственно как некие физические характеристики вещей. На предмете не указаны его общественное происхождение, способы действий с ним. Поэтому овладение этим предметом невозможно путем простого "уравновешивания" с его физическими свойствами. Внутренне необходимым становится особый процесс усвоения ребенком общественных способов действий с этим предметом (ложкой он ест, лопаткой копает и т.п.).

При усвоении общественно выработанных способов действий с предметами происходит формирование ребенка как члена общества, включая его интеллектуальные, познавательные и физические силы. Для самого ребенка это развитие представлено прежде всего как расширение сферы и повышение уровня овладения действий с предметами. Именно по этому параметру дети сравнивают свой уровень, свои возможности с уровнем и возможностями других детей и взрослых. В процессе такого сравнения взрослый открывается ребенку не только как носитель общественных способов действий с предметами, но и как человек, решающий определенные общественные задачи.

В системе "ребенок - взрослый" взрослый начинает выступать как носитель определенных видов деятельностей, вступающий при этом в разнообразные отношения с другими людьми, подчиняющийся определенным нормам. При этом на самой деятельности взрослого внешне не указаны ее мотивы и задачи. Внешне она выступает перед ребенком как производство и преобразование предметов и вещей. Поэтому возникает необходимость процесса усвоения задач и мотивов человеческой деятельности и норм человеческих взаимоотношений. А взрослый как раз и выступает перед ребенком как носитель сложных способов действий, эталонов и мер, необходимых в свободной ориентировке в мире. Таким образом, по мнению Д.Б. Эльконина, деятельность ребенка внутри систем "ребенок - общественный предмет" и "ребенок - общественный взрослый" представляет единый процесс, в котором формируется его личность. В каждый возрастной период эта деятельность специфична. Так, для младенцев, согласно исследованиям М.И. Лисиной, такой деятельностью является непосредственное эмоциональное общение со взрослыми. Внутри этой деятельности формируются ориентировочные и сенсомоторные действия. Яркой иллюстрацией такого общения служит "комплекс оживления" как сложное комплексное действие, решающее коммуникативную задачу и осуществляемое особыми средствами. Этими же исследованиями доказано, что дефицит эмоционального общения оказывает серьезное негативное влияние на психическое развитие в этот период[2] .

В раннем детстве установлен переход ребенка к собственно предметным действиям, непосредственное эмоциональное общение со взрослыми уступает место деловому практическому сотрудничеству.

В раннем детстве ученые отмечают своеобразный "предметный фетишизм" - ребёнок занят предметом и действием с ним. На основе активного овладения предметно-орудийными операциями развивается "практический интеллект".

Для дошкольного детства определяющей развитие деятельностью является игра в ее наиболее развернутой форме - ролевая игра. Благодаря особым игровым приемам, к числу которых относятся: принятие на себя роли взрослого, обобщенный характер воспроизведения предметных действий, использование предметов-заменителей, ребенок моделирует в игре отношения людей и их жизнь. То есть игра "включает" его в жизнь. Ролевая игра есть деятельность, дающая ребенку-дошкольнику ориентацию в самых фундаментальных вопросах человеческой жизни. По сути игра - это школа социализации.

Для психического и умственного развития детей школьного возраста наиболее значимо учение. Учебная деятельность обеспечивает усвоение новых знаний, интенсивное формирование интеллектуальных и познавательных возможностей.

Учебная деятельность опосредует всю систему отношений ребенка со взрослыми в этот возрастной период.

Для подростка учебная деятельность остается чрезвычайно значимой, т.к ее результаты остаются главными критериями оценки его взрослыми.

Однако в исследованиях Т.В. Драгуновой и Д.Б. Эльконина была открыта специфически подростковая деятельность - интимно-личностное общение со сверстниками.

В этой деятельности воспроизводятся те отношения, которые характеризуют взрослых людей. Причем происходит углубленная ориентация в этих отношениях и их усвоение. Внутри этой деятельности формируются взгляды на жизнь, на свое будущее (личные смыслы жизни) и самосознание как "социальное сознание, перенесенное внутрь". [3]

Определяя значимость для каждого возрастного периода того или иного вида деятельности, можно сказать, что она ведет за собой психическое развитие.

Поэтому целесообразно говорить о ней как о ведущей деятельности. Рассмотрение ведущих видов деятельностей показывает, что в детском развитии имеют место периоды, дающие преимущественное осмысление задач, мотивов и норм отношений между людьми и на этой основе - развитие мотивационно-потребностной сферы, а также периоды, где преимущественно усваиваются способы действий, а значит - происходит формирование интеллектуально-познавательных возможностей детей.

2. Периодизация психического развития Д.Б. Эльконина

В основе возрастной переодизации Д.Б. Эльконина лежат ведущие деятельности, определяющие возникновение психологических новообразований на конкретном этапе развития. Рассматриваются отношения продуктивной деятельности и деятельности общения.

Вот как представляется в целом периодизация психического развития Д.Б. Эльконина.

Таблица 1. Периодизация психического развития по Д Б. Эльконину[4]


vliyanie-vidimogo-sveta-na-organizm-cheloveka-chast-3.html
vliyanie-vitaminov-na-organizm-cheloveka.html
vliyanie-vrednih-veshestv-v-vozduhe-rabochej-zoni-na-organizm-cheloveka.html
vliyanie-yazika-na-poznavatelnie-processi-chast-4.html
vliyanie-yazika-na-poznavatelnie-processi.html
vliyanie-zanyatij-nasamostoyatelnuyu-igru-detejmi-popova-posobie-dlya-vospitatelej-det-sadov-pod-red-s-l-novoselovoj.html
  • studies.bystrickaya.ru/18-avgusta-vtornik-kalendar-osnovnih-meropriyatij-provodimih-na-territorii-municipalnogo-obrazovaniya-bazarnosizganskij.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/7-smisl-samopoznaniya-transcendentalnaya-funkciya-predvaritelnoe-zamechanie.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-22-tokoprovodi-napryazheniem-do-35-kv-pravila-ustrojstva-elektroustanovok-v-red-prikaza-minenergo-sssr.html
  • crib.bystrickaya.ru/k-voprosu-o-ponyatii-spravedlivosti.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/polozhenie-o-regionalnom-internet-konkurse-nashe-nasledie.html
  • studies.bystrickaya.ru/elektron-kutubhona-tarmolarida-ilmij-talimij-va-ilmij-tehnikavij-ahborotlar-nauchno-obrazovatelnaya-i-nauchno-tehnicheskaya-informaciya-v-seti-elektronnih-bibliotek.html
  • control.bystrickaya.ru/drugoe-pressa-gosduma-rf-monitoring-smi-5-7-maya-2007-g.html
  • shkola.bystrickaya.ru/stihi-fridi-hajn-moskva-izdatelstvo-gotika-2008.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tezisi-dokladov-uchastnikov-stranica-8.html
  • crib.bystrickaya.ru/igri-na-vzaimodejstvie-metodicheskie-materiali-dlya-vozhatih-rukovoditelej-detskih-i-molodezhnih.html
  • crib.bystrickaya.ru/kniga-pervaya-ujti-chtobi-vizhit.html
  • turn.bystrickaya.ru/panel-instrumentov-svodnie-tablici-esli-eta-panel-ne-poyavilas-avtomaticheski-na-ekrane-pri-rabote-so-svodnoj-tablicej-to-ee-mozhno-vizvat-vibrav-komandu-vid-paneli-instrumentov-svodnie-tablici.html
  • school.bystrickaya.ru/administraciya-viborgskogo-rajona-sankt-peterburga-stranica-2.html
  • klass.bystrickaya.ru/avtor-programmi-kuzina-olga-evgenevna-lektor.html
  • tests.bystrickaya.ru/materialno-tehnicheskoe-i-informacionnoe-obespechenie-disciplin-uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-specialnostej.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/proekt-nacionalnogo-fonda-podgotovki-kadrov-nfpk-internet-podderzhka-professionalnogo-razvitiya-pedagogov.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-dlya-obuchayushihsya-po-discipline-detskie-bolezni.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tema-3-tehnologiya-informacionnoj-diagnostiki-bibliotechno-informacionnaya-deyatelnost.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/solista-chuvashskogo-gosudarstvennogo-teatra-operi-i-baleta.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-studentov-specialnostej-080507-menedzhment-organizacii-080107-nalogi-i-nalogooblozhenie-080201-regionovedenie.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/a-g-kozhin-a-l-portnyagin-algoritm-identifikacii-modeli-ekspluatacionnogo-resursa-pogruzhnih-elektronasosov.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prakticheskoe-rukovodstvo-k-ispolneniyu-zhelanij-tajnaya-kniga-zhenshini-marina-krimova-kak-sohranit-lyubov-v-svoej-zhizni-vstuplenie-stranica-3.html
  • literature.bystrickaya.ru/chast-sera-besedovala-so-vtoroj-i-udivlyalas-osuzhdaya-trudi-na-kotorie.html
  • crib.bystrickaya.ru/gosudarstvennij-komitet-sssr-po-stroitelstvu-i-investiciyam-gosstroj-sssr-stroitelnie-normi-i-pravila-otoplenie-ventilyaciya-i-kondicionirovanie-snip-04-05-91-stranica-4.html
  • spur.bystrickaya.ru/l-n-mazur-selskoe-rasselenie-na-urale.html
  • assessments.bystrickaya.ru/chuzhaya-zhena.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/5komandi-fax-class-1-51procedura-fax-io-processing-1-1-sintaksis-komandnogo-yazika-1.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-10-politicheskie-i-pravovie-ucheniya-vo-francii-v-period-prosvesheniya-i-burzhuaznoj-revolyucii-konca-xviii-v.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/43-razmer-i-struktura-kapitala-i-oborotnih-sredstv-emitenta-ezhekvartalnij-otchet-otkritogo-akcionernogo-obshestva.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/u-sester-tripp-agata-kristi.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/statya-24-vidi-procedur-gradostroitelnoj-podgotovki-zemelnih-uchastkov-iz-sostava-gosudarstvennih-i-municipalnih-zemel.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/urok-po-teme-sankt-peterburg-gorod-novoj-kulturi.html
  • thescience.bystrickaya.ru/kalendarnij-plan-vipolneniya-kursovoj-raboti-po-shemotehnike-studenta.html
  • turn.bystrickaya.ru/okonkurs-e-sochinenij-sredi-uchashihsya-srednih-obsheobrazovatelnih-shkol-kemerovskoj-oblasti-na-temu-esli-bi-ya-bil-prezidentom-rossijskoj-federacii.html
  • doklad.bystrickaya.ru/upravlenie-organizaciyami-printmediaindustrii-na-osnove-tehnologii-biznes-konsaltinga.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.