.RU

Закон исключения третьего - часть 3

Какова сфера действия закона достаточного основания? Если закон тождества явился обобщением прежде всего практики опе­рирования понятиями, а закон противоречия и исключенного тре­тьего — практики функционирования суждений, то закон доста­точного основания есть результат обобщения практики получения выводного знания. В нем выражено отношение одних истинные мыслей к другим — отношение логического следования, обеспе­чивающего в конечном счете их соответствие действительности. Этот закон означает, что в правильном рассуждении вывод всегда достаточно обоснован.

Следовательно, в сферу действия этого закона входят прежде всего умозаключения. Когда, например, из двух посылок: «Все жи­вое смертно» и «Люди — живые существа» мы делаем вывод, что «Все люди смертны». то это означает: «Все люди смертны» пото­му, что «Все живое смертно». Подведение того или иного предмета мысли под общее понятие служит достаточным основанием для распространения на него всех тех свойств, которые присущи всему классу предметов, мыслимому в этом понятии. Вспомним аксиому простого категорического силлогизма: Dictum de omni et de nullo.

В сфере действия закона достаточного основания находятся также доказательства. Уже само их существование есть показатель того, что такой закон существует. Кроме того, одно из важнейших пра­вил доказательства — правило не только необходимости, но и до­статочности оснований — прямо обусловлено действием этого за­кона. Например, существует объективная связь между ясным мыш­лением и ясным изложением. Поэтому если мы хотим обосновать, почему человек ясно излагает свои мысли, то можем сослаться на то, что он ясно мыслит. Это достаточное основание. Впрочем, можно сказать и наоборот: «Он ясно мыслит, потому что ясно излагает». Это тоже достаточное логическое основание.

Требования, вытекающие из закона достаточного основания, и ошибки, связанные с их нарушением. Будучи объективным, закон достаточного основания предъявляет к нашему мышлению важ­ные требования: всякая истинная мысль должна быть обоснован­ной, или: нельзя признать высказывание истинным, если для него нет достаточных оснований. Иными словами, ничего нельзя при­нимать на веру: надо основываться на достоверных фактах и ранее доказанных положениях. Этот закон направлен против бессвязных, хаотичных, бездоказательных рассуждении; голого, необоснован­ного теоретизирования; неоправданных, неубедительных выводов. Он враг всяких догм, пустых верований, суеверий и предрассудков.

Важнейшей логической ошибкой, связанной с нарушением требований закона достаточного основания, выступает «поп sequitur» («не следует») — ошибка «мнимого следования». Она обнаружива­ется там, где нет достаточной логической связи между посылками и заключением, между тезисом и основаниями, доводами и выво­дами.

Образцом подобной нелогичности служит рассуждение фило­софов-лилипутов в произведении Джонатана Свифта «Путешествие Самюэля Гулливера»: «Вы утверждаете, правда, что на свете суще­ствуют другие королевства и государства, где живут такие же ги­ганты, как вы. Однако наши философы сильно сомневаются в этом... Ведь не подлежит никакому сомнению, что сто человек вашего роста могут за самое короткое время истребить все плоды и весь скот во владениях его величества. Кроме того, у нас есть летописи. Они заключают в себе описание событий за время в шесть тысяч лун, но ни разу не упоминают ни о каких других странах, кроме двух великих империй — Лилипутии и Блефуску».

Здесь снова вывод не вяжется с доводами. Если в летописях нет упоминания о каком-либо событии, то это еще не значит, что его не было на самом деле. Существование события не связано необхо­димым образом с летописями.

Или клас­сический пример с Катюшей Масловой из романа Л. Толстого «Вос­кресение» В связи с убийством (отравлением) куп­ца Смелькова Маслова была приговорена к каторжным работам и сделано это вследствие не только судебной, но и логической ошибки. Ею как раз и была ошибка под названием поп sequitur («не следует»). Если бы в решении суда присяжных было записано: «Виновна, но без умысла ограбления и без намерения лишить жизни», Маслова была бы оправдана.

Ошибка «мнимого следования» иногда сознательно допускает­ся для создания комичной ситуации, шутки и т. п. Мы находим , например, у бессмертного Козьмы Пруткова: «Я поэт. поэт даро­витый! Я в этом убедился; убедился, читая других: если они по­эты, так и я тоже». Или: «Смерть для того поставлена в конце жиз­ни, чтобы удобнее к ней приготовиться».

Значение закона достаточного основания. Этот закон, разумеет­ся, ничего не говорит о том, какие конкретно основания для дан­ного вывода являются достаточными. Он только дисциплинирует наше мышление, направляя его на поиск таких оснований, на обес­печение обоснованности вывода.

Это особенно важно в научном познании, прежде всего в тео­ретических науках, где велика роль выводного знания. Вот почему Г. Лейбниц придавал фундаментальное значение не только прин­ципу противоречия, но и принципу достаточного основания. Он имеет большое значение, в частности, в связи с коренным вопро­сом теории познания — о критерии истинности наших знаний. Ус­тановлено, что таким критерием служит прежде всего обществен­ная практика — материально-производственная, общественно-политическая деятельность, практика научных наблюдений и экс­периментов. Именно она позволяет надежно отделять истинные знания от ложных. Однако далеко не все знания возможно и необ­ходимо проверять непосредственно на практике. Если мы знаем, что существует закон всемирного тяготения, то нет надобности каждый раз проверять, упадет предмет или нет, когда мы его вы­пустим из рук. Это можно сделать и логическим путем: вывести одно знание из другого, уже проверенного на практике и получив­шего статус истинного. Следовательно, наряду с коренным, прак­тическим критерием истинности наших знаний есть и другой — производный, логический критерий. Весь вопрос только в том, достаточны ли логические основания для того или иного вывода. На правильное решение этого вопроса и ориентирует нас закон достаточного основания.

В практической деятельности тоже важно руководствоваться этим законом. Так, известный русский социолог Питирим Соро­кин (с 1922 г. — в эмиграции), выступая против извращений в строительстве социализма в нашей стране, заявлял: «Можно и дол­жно звать всех к производительной работе по возрождению стра­ны, но ниоткуда не следует, что эта работа может и должна совер­шаться только по штампам и циркулярам в качестве агентов влас­ти и чиновников, или обратно — должна быть непременно работой. низвергающей власть».Таким образом, автор отмечал известное отсутствие последо­вательности в определенных тогдашних практических действиях власти в стране. И позднее не было достаточных оснований для того, чтобы в экономике страны десятилетиями игнорировать ми­ровой опыт развития рыночных отношений. Но и в настоящее вре­мя, когда произошла смена власти, многие ее действия представ­ляются тоже недостаточно обоснованными, правда, уже в ином социальном смысле. Так, нередко опыт предшествующего разви­тия страны огульно отрицается лишь на том основании, что он в конечном счете не удался. Однако это еще не достаточное основа­ние для подобного нигилизма.

Закон достаточного основания имеет прямое отношение к юри­дической практике. В законодательстве довольно широко распрост­ранено само понятие «достаточные основания». Так, в уголовном процессе по отношению к обвиняемому (а в исключительных слу­чаях к подозреваемому) законом предусмотрены меры пресечения при наличии для этого достаточных оснований. Причем сами эти основания раскрываются.

В гражданском законодательстве говорится, что гражданские права и обязанности возникают из предусмотренных законом ос­нований.

В судебной практике дело может стать предметом судебного раз­бирательства, если для этого есть достаточные основания. Приго­вор или решение суда должны быть мотивированными, т. е. обосно­ванными.

В повседневной речи, говоря о том, что многие законы не дей­ствуют, мы приводим в качестве основания то, что нет процедуры их использования и т. д.

Заключение

Рассмотренные выше основные формально-логические законы мышления открыты традиционной логикой. Как относится к ним символическая логика? Она основывается на них в своих построе­ниях и процедурах, но в целях решения собственных специфичес­ких задач вносит в них необходимые уточнения и дает им свою символику. Так, раскрывая их единство в определенном отношении, она рассматривает их в качестве тождественно-истинных формул . Что это значит? Многие логические формулы, используемые в символической логике (логике высказываний), оказываются при одних логических значениях своих переменных истинными, а при других — ложными. Тождественно истинные формулы тем и отли­чаются, что они имеют логическое значение «истина» при всех логических значениях своих переменных. Истинность таких фор­мул обусловлена их логической структурой. Поэтому они называ­ются еще логически истинными формулами. В конечном счете их истинность определяется тем, что в их структуре отражаются наи­более глубокие и общие связи самого объективного мира. Посред­ством этих формул и выражаются законы логики.

Так, закон тождества выражается логической формулой А ≡ А (А равносильно А) или А->А («Если А, то А»).

Закон противоречия выражается формулой ┐ (А^ ┐А) («Невер­но, что А и не-А).

Закон исключенного третьего — A v ┐А (А или не-А).

Считается, что закон достаточного основания символически выразить нельзя, так как это исключительно содержательный закон. Приведем пример толкования подобных формул. Так, сложные высказывания типа: «Закон принят, или закон не принят», «Реше­ние суда правильное, или решение суда неправильное», имея фор­мулу Av┐А (закон исключенного третьего), истинны независимо от того, истинны или ложны образующие их элементарные сужде­ния. Вот таблица истинности этой формулы:


yuridicheskie-prava-svobodi-i-obyazannosti.html
yuridicheskoe-lico-v-nalogovom-prave.html
yuridichna-osoba-yak-subkt-civlnogo-prava-ponyattya-stvorennya-ta-pripinennya-yuridichno-osobi.html
yuridichnij-analz-skladu-zlochinu-porushennya-pravil-bezpeki-dorozhnogo-ruhu-abo-ekspluatac-transportu-osobami-yak-keruyut-transportnimi-zasobami.html
yurij-nikolaevich-tinyanov-smert-vazir-muhtara.html
yurist-2007-izdaniya.html
  • school.bystrickaya.ru/8v-klass--3-ch-v-nedelyu-rabochaya-uchebnaya-programma-osnovnogo-obshego-obrazovaniya-po-anglijskomu-yaziku-7v-8v-9a-klassi.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sbornik-normativno-pravovih-i-metodicheskih-materialov.html
  • spur.bystrickaya.ru/koloskov-pri-mutko-futbolistam-nachali-platit-za-vse-podryad-propaganda-sporta-i-realizaciya-federalnoj-celevoj.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-problema-ideya-uchebno-metodicheskie-material.html
  • turn.bystrickaya.ru/ohranyat-prirodu-znachit-ohranyat-rodinu.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/sochineniya-na-svobodnuyu-temu-moe-ponimanie-muziki2.html
  • occupation.bystrickaya.ru/na-segodnyashnij-den-glavnaya-cel-mezhdunarodnogo-kluba-filantropov-i-mecenatov-evropi-dejstvuyushego-v-raznih-stranah-voploshenie-nashego-obshego-proekta-sozda.html
  • institut.bystrickaya.ru/sushnost-gosudarstvennogo-upravleniya-v-rb-chast-4.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/referat-po-biologii-uchenika-7-klassa-a.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sochinenie-stihov-kartochki.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/obrazi-emmi-bovari-i-sharlya-bovari-v-romane-gflobera-gospozha-bovari.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tehnicheskoe-zadanie-soglasovano-nachalnik-otdela-obrazovaniya-administracii-primorskogo-rajona-stranica-4.html
  • pisat.bystrickaya.ru/temi-referatov-istoriya-i-biografii-lyudej-vnyosshih-vklad-v-istoriyu-vichislitelnoj-tehniki-kilbi-kilby-dzhek.html
  • school.bystrickaya.ru/formi-obespecheniya-garantii-vozvratnosti-kredita.html
  • klass.bystrickaya.ru/62redakcionno-izdatelskaya-deyatelnost-kazanskogo-filiala-akademii-otchet-po-samoobsledovaniyu.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/programma-vstupitelnogo-ispitaniya-v-magistraturu-magisterskaya-programma.html
  • composition.bystrickaya.ru/otchet-po-rezultatam-funkcionirovaniya-respublikanskoj.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-tretya-kniga-xi-apokalipsis-novoj-energii-m-ooo-izdatelstvo-sofiya-2008-416-s-predislovie-kerrolla.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prikaz-284-ot-31-avgusta-2010g-rabochaya-programma-po-istorii-osnovnogo-obshego-obrazovaniya.html
  • holiday.bystrickaya.ru/mi-rasskazivaem-primerno-sleduyushee.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-dlya-uchitelej-logopedov-preodolenie-stranica-5.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/test-po-kompleksnomu-analizu-teksta-tekst-1.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zaklyuchenie-o-cenovoj-elastichnosti-sprosa-na-skot-i-pticu-tehnicheskogo-universiteta-problemi-marketingovih-i-pr.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/lot-1-ooo-omega-lot-2-sobranie-zakonodatelstva-sverdlovskoj-oblasti-oficialnoe-izdanie-sedmoj-razdel.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/strategiya-upravleniya-diplomnij-proekt.html
  • knigi.bystrickaya.ru/rezervi-predstoyashih-rashodov-i-platezhej-poyasnitelnaya-zapiska-k-godovomu-otchetu-za-2008-god-generalnij.html
  • write.bystrickaya.ru/eta-kniga-posvyashaetsya-konstantinu-konstantinovichu-mindzhiya-s-ulici-inge-kotorij-nauchil-menya-uchitsya-kogda-ya-uchus-rusudan-grigorevne-gogiya-iz-goroda-tkvarche-stranica-7.html
  • reading.bystrickaya.ru/konspekt-doklada-prochitannogo-na-zasedanii-obshestva-filosofskih-issledovanij-i-razrabotok-ofir-18-11-2003.html
  • thesis.bystrickaya.ru/priglasitelnij-bilet-i-programma-i-imezhvuzovskoj-nauchno-prakticheskoj-konferencii-studentov-i-molodih-uchenih-samara-2012.html
  • bukva.bystrickaya.ru/russkaya-arhitektura-vtoroj-polovini-xix-veka.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tematicheskij-plan-disciplini-s-uchyotom-deleniya-na-moduli-i-ballnoj-ocenki-pp.html
  • control.bystrickaya.ru/dogovor-ob-okazanii-platnih-dopolnitelnih-obrazovatelnih-uslug-municipalnim-obsheobrazovatelnim-uchrezhdeniem.html
  • doklad.bystrickaya.ru/upravlenie-obshestvennimi-otnosheniyami-260-30-voprosov-30-rublej.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-14-nauchites-rasporyazhatsya-svoim-interesnie-knigi-po-tematike-kotoraya-prigoditsya-kazhdomu.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/shpargalka-po-sociologiya-religii.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.