.RU

Женщина и карьера

Глава 4

ЖЕНЩИНА й КАРЬЕРА

ОБ ЭМАНСИПАЦИИ УЖЕ СЛЫШАЛИСЬ

Прежде чем использовать термин "эмансипация", дадим его опреде-

ление, исходя из корневом значения этом слова. В латинском языке

слово "ешапсiраге" означает: 1) освободить сина от отцовской власти и

этим обьявить его самостоятельным; 2) формально отказываться от че-

го-либо, отчуждать, уступать.

Корень слова "эмансипация" можно истолковать как "освобождение

от определенной роли". Почти в течение целом столетия эмансипация

"притяэает" на роль активном элемента: подверженные

дискриминации, в первую очередь женщины, требуют права освобож-

дения от навязанной им роли. Они хотят сами взять то, что им не пере-

дают добровольно... Для меня понятие "эмансипация" означает в самом

широком смысле попытку человека освободиться от круга обязанно-

стей, которые противоречат его индивидуальмым потребностям.

Это относится не только к женщинам, но и к мужчинам.

Если исходить из того, что с давних пор сложившийся образ

мужчины (сильный, отважный, находчивый) усгарел точно так же, как

и образ женщины (нежной, чувствительной, беспомощной), то

эмансипация - это общая для мужчины и жен~ины задачи! Задача,

которая может быть решена только обьединенными усилиями мужчин

и женщин, ибо каждый в отдельиости потерпит поражение в борьбе за

свое освобождение. Все предыдущие попытки освобождения женщин

подтверждают это. Причем радикальная активность больше навредила,

чем пошла на пользу общему делу.

КАК, БУДУЧИ МЕНЕДЖЕРОМ,

СОДЕЙСТВОВАТЬ ЭМАНСИПАЦИИ

Я постоянно возвращаюсь к изречению западного приверженца

суфизма сэра Ричарда Бартона, потому что оно совершенно спра-

ведливо: "Самовыражение в сочетании с уважительным отношением к

окружающим является единственной и достаточной целью человече-

ской жизни". Ключевыми словами этой цитаты являются "уважитель-

ное отношение к окружающим". Если эмансипацию понимать как

попытку обоих полов освободиться от анахронинеских ролевых обра-

зов, то это, как я считаю, означает не только терпимое отношение к

1 Суфизм - мистическое течение в исламе.

320

противоположному полу, но и оказание помощи другому в освобож-

дении от той роли, которая не отвечает ем потребностям и принижает

чувство собственном достоинства. Поэтому я посоветовал бы руко-

водителям активно поддерживать своих сотрудниц, если они попыта-

ютса освободиться от дискриминирующих их ситуаций. Что для згого

нужно делать?

_ Прежде всем способствовать возникновению у них чувства самоува-

жения.

_ Помочь стать экономически независимыми.

_ Предоставить им исключительное право принимать решение -

иметь детей или нет.

_ Способствовать взаимоуважению между сотрудниками различного

пола.

ЖЕНЩИНЫ ДУМАЮТ ИНАЧЕ

Ни один мужчина не может по-настоящему понять женскую психику.

Однако женщинам лучше удается проникнуть в психику мужчин.

Одна из лучших книг, которая попала мне в руки во время моего

поиска обоснованной информации об отношении полов друг к другу,

написана двумя женщинами, которые были удостоены ученой степени

Гарвардской школы бизнеса. Кроме преподавательской деятельности

они заняты еще и самостоятельным консультированием по вопросам

предпринимательства. Это д-р Маргарет Хеннинг и д-р Анн Жардэн.

Расскажу вкратце о некоторых субъективно отобранных мной

результатах их исследований. При этом моим горячим желанием явля-

ется убедить прогрессивных менеджеров приобрести эту действительно

ценную книгу для того, чтобы включить в нрактику своем руководства

некоторые изложенные там данные об особенностях женского мыш-

ления.

Ф Женщины очень поздно решаются делать карьеру. Часто только

через десять лет работы на фирме они решаются занять более высо-

кое положение, но для запланированной карьеры это слишком позд-

но!

_ Большимство женщин слишком пассивно. Вместо том, чтобы что-

то предпринять самим, они позволяют событиям идти своим чере-

дом.

_ Женщины считают, что решающим фактором профессионально-

го успеха является их самореализация. В результате такой "эго-

центричности" они перестают интересоваться более существенными

вещами в своем окружении, такими, скажем, как система отно-

г~ - м~ 321

шений и информационных каналов на предприятии, возникающих

на неофициальном уровне. Они не признают и не воспринимают

каких-либо взаимных лояльных отношений, зависимостей отно-

шений типа "ты - мне, я - тебе", взаимной полезности, протекций,

возникающих между сотрудниками и всегда учитываемых в извест-

ной степени в своей деятельности мужчинами.

_ Женщины воспринимают карьеру как личный рост, как саморе-

ализацию. Мужчины же понимают под карьерой престижные и пер-

спективные должности.

_ Мужчины соотносят выполняемую ими работу исключительно со

своими представлениями о карьере, т.е. рассматривают ее как

продвижение по службе, преуспевание. Женщииы разделяют два

лоиятия: выполняемую работу и карьеру. Работа для них осуществ-

ляется "здесь и сейчас", а карьера является исключительно личной

целью, о результатах достижения которой может судить только сама

женщина.

_ С самого детства мужчины настроены на то, что они будут рабо-

тать, чтобы по меньшей мере суметь прокормить сед~ Только

незначительная часть женщин в детстве зщумывалась над этим воп-

росом. Большинство же из них нщеется найти ком-то, кто будет их

содержать. Разница в настрое и направлении мыпиения, вытекаю-

щая из различных представлений, складывающихся еще в детстве,

огромна.

_ Мужчины рассматривают карьеру как существенную составную

часть своей жизни. Если возникают какие-либо проблемы личном

характера, то мужчины ищут возможности "передергивать" личную

и профессиональную "карты". Женщины же настаивают на четком

разграничении личных и профессиональных проблем, в случае

конфликта они однозначно выбирают тот или иной путь.

_ Если мужчины начинают свою работу на фирме, то они уже авто-

матически имеют "генеральский жезл в ранце".

_ Женщины же, напротив, своей работой далжны постоянно дока-

зывать, что они занимаются своим делом, хотя все и предполага-

ют обратное.

_ Другое типичное различие относится к понятию "личная стратегия".

Мужчины определяют ее как достижение поставленной цели. Когда

перед ними стоит новая зщача, они постоянно задаются вопросом:

"Что мне это даст?" Это решающий вопрос, так как он ставит на

карту их будущее.

Элемент времени отсутствует в рассуждениях у женщин. Они лишь

думают о том, как можно лучше решить проблему в данном месте и

в настоящий момент, не учитывая, какие последствия эта пробле-

ма будет иметь для них в будуще~

Уже во время игры в футбол мальчики учатся тому, как иеобходимо

обьедиияться в команду, что можно выиграть и проиграть, что

отдельные члены команды могут иметь плохой характер. Ведь ко-

манда должна насчитывать одиннадцать игроков!

322

Как правило, девочки не приобретают опыта действовать в составе

команды. Если они занимаются спортом, то предпочитают одиноч-

ные виды спорта, такие, как конный спорт или теннис. Большинство

девушек никогда не узнает, что означает "командный дух", они не

учатся объединяться в группы и побеждать всем вместе, несмогря на

то, что отдельные члены группы не вызывают симпатии!

_ Следующим типичным различием в мышлении мужчины и

женщины является их оценка риск~ Для мужчины риск означает

потерю или прибыль, победу или поражение, опасность или шанс.

Женщины оценивают риск как принципиально отрицательный мо-

мент. Для них он означает потерю, опасность, боль. По возможности

они избегают риска.

В остальном женщины склонны в противоположность мужчинам в сво-

ем ролевом поведении чаще всем придерживаться взгляда; "Я именно

такая, какая есть, нравится это другим или нет!" Помому им труднее

отмежеваться от руководителя, работы или некой возникшей ситуации.

Женщины принимают все очень серьезно. Они вкладывают в происхо-

джцее что-то совершенно особенное, поэтому особенно болезненно

реагируют на критику и личные оскорбления. Они меньше всем дума-

ют о том, что могут справиться с работой, с которой еще незнакомы или

которую никогда не выполыли.

В заключение оба автора обобщают результаты исследований, кото-

рые представляются им наиболее существенными. Разница в мыш-

лении обусловливает то, что большое количество мальчиков учатся

лщить между собой, а девочки очень редко считают это необходимым.

Позднее по причинам совместных ожиданий и раннего опыта мужчины

уются участвовать в заседаниях и дотвариваться между собой, терпеть

друг друга. Все это женщины находят непостижимым.

Групповое поведение мужчины является в действительности таким

феноменом, который заставляет женщин творить примерно следую-

щее: "Как только могут двое мужчин, абсолютно не переносящих друг

друга, сидеть вместе на собрании и делать вид, что уважают и помогают

друг другу, в то время как другие знают, как обстоит дело в

действительности? Как они могут быть такими лицемерами?" Этот воп-

рос многие обьясняет.

Деятельность фирмы соответствует действиям коллектива, члены

котором заботятся, с одной стороны, о прибыли, а с драй - только о

собственном выживании, соответствующая ситуация в отношении

прибыли и выживания определяет чаще всего положение каждом

отдельного члена коллектива. До тех пор, пока нет прибыли, выигры-


voprosi-dlya-podgotovki-k-ekzamenu-kandidatskogo-minimuma-stranica-16.html
voprosi-dlya-podgotovki-sootnoshenie-ponyatij-psihika-soznanie-mozg.html
voprosi-dlya-samokontrolya-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-dpp-f-17-pedagogicheskoe-fizkulturno-sportivnoe.html
voprosi-dlya-samostoyatelnoj-podgotovki-rabochaya-programma-kriminologiya-specialnost-030501-65-yurisprudenciya-ufa-2006.html
voprosi-foruma-vzaimootnosheniya-v-sisteme-ocenshik-sro-rabotodatel.html
voprosi-i-otveti-k-mezhdisciplinarnomu-ekzamenu-gosudarstvennoe-i-municipalnoe-upravlenie-chast-10.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/varianti-izobrazheniya-ya-figuri-v-risunkah-detej-doshkolnikov-doshkolnij-vozrast.html
  • desk.bystrickaya.ru/plan-konspekt-uroka-istorii-v-6-klasse-tema-kultura-drevnerusskogo-gosudarstva.html
  • literatura.bystrickaya.ru/somatizmdk-maal-mtelderd-shet-tl-sabainda-oldanudi-timdlg-somatizmdk-maal-mtelderd-salastirmali-taldaui.html
  • lecture.bystrickaya.ru/a-a-notov-materiali-k-flore-tverskoj-oblasti-chast-1-visshie-rasteniya-izdanie-vtoroe-pererabotannoe-i-dopolnennoe-tver-1999.html
  • writing.bystrickaya.ru/glava-x-stil-dizajn-konspekt-lekcij-nabor-i-verstka-kiev-1998g-glava-i-etiket-i-psihologiya-delovoj-besedi.html
  • holiday.bystrickaya.ru/mezhlichnostnij-konflikt-i-puti-ego-resheniya.html
  • bukva.bystrickaya.ru/protokolnaya-stenogramma-zasedaniya-dumi-municipalnogo-obrazovaniya-mamsko-chujskij-rajon-prohodivshego-29-dekabrya-2009-goda-v-pgt-mama-predsedatel-uvazhae.html
  • klass.bystrickaya.ru/4000000-himicheskaya-tehnologiya-izdelij-i-tovarov-shirokogo-potrebleniya.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/95-informacionno-razyasnitelnaya-rabota-sredi-naseleniya-osveshenie-deyatelnosti-organov-i-uchrezhdenij-sistemi-socialnoj-zashiti-naseleniya-volgogradskoj-oblasti.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/baza-dannih-soderzhashaya-svedeniya-o-studentah.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/preimushestva-konstrukcii-nadezhno-ekologichno-dolgovechno.html
  • thescience.bystrickaya.ru/itogi-konkursa-po-razdelu-.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/rossijskoj-federacii-vladivostokskij-gosudarstvennij-universitet-ekonomiki-i-servisa-institut-prava-kafedra-upravleniya-personalom-i-trudovogo-prava.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/proekt-igrovaya-ekologiya-ekologicheskoe-obrazovanie-i-osobo-ohranyaemie-prirodnie-territorii.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/poyasnitelnaya-zapiska-rabochaya-programma-po-himii-v-8-klasse-sostavlena-na-osnove-avtorskoj-programmi-himiya-8.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/borec-mavlet-batirov-mozhet-viigrat-medal-oi-trener-sbornoj-rossi-vdekabre-v-barde-otkroetsya-sportkompleks.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/psihofiziologicheskie-osnovi-bezopasnosti-truda.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/proizvodstvennoe-obedinenie-alina-stranica-8.html
  • literatura.bystrickaya.ru/soderzhanie-i-analiz-korrekcionno-razvivayushej-deyatelnosti-rezultati-uchastiya-uchashihsya-v-olimpiadah-i-konkursah-34.html
  • knigi.bystrickaya.ru/rukovodstvo-po-programmirovaniyu-opisanie-funkcij.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/prokurorskij-nadzor-v-rossijskoj-federacii.html
  • occupation.bystrickaya.ru/metodicheskoe-posobie-157-str-gruzdova-i-v-k-p-n-docent-zav-kafedroj-doshkolnoj-pedagogiki-tfsgpu-rudenko-i-v-k-p-n-docent-kafedra-doshkolnoj-pedagogiki-tfsgpu-stranica-3.html
  • literatura.bystrickaya.ru/rol-rukovoditelya-v-sisteme-upravleniya-organizaciej.html
  • znanie.bystrickaya.ru/arnold-eret-etot-mnogoletnij-i-vistradannij-trud-posvyashaetsya-mnoyu-vsem-lyudyam-besplatno.html
  • credit.bystrickaya.ru/ponyatie-i-vidi-lichnih-neimushestvennih-prav-v-grazhdanskom-prave-uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-studentov-specialnosti.html
  • doklad.bystrickaya.ru/visokovoltnij-vozdushnij-viklyuchatel-vnv-500-chast-4.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kobrinskie-siri.html
  • essay.bystrickaya.ru/chast-pervaya-kniga-pervaya.html
  • pisat.bystrickaya.ru/sto-velikih-voenachalnikov-stranica-8.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zasedanie-dissertacionnogo-soveta-d-212-237-06-pri-sankt-peterburgskom-gosudarstvennom-universitete.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-vidi-izobrazitelnogo-iskusstva-i-osnovi-obraznogo-yazika-chuvashskoj-respubliki-utverzhdayu.html
  • crib.bystrickaya.ru/izveshenie-o-provedenii-zaprosa-kotirovok-ot-14-10-2010g-648-stranica-17.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/razvitie-tehnologij-akusticheskih-issledovanij-v-neftegazovih-skvazhinah-stranica-2.html
  • education.bystrickaya.ru/32-funkcionalnie-vozmozhnosti-dos-line-programmno-apparatnij-kompleks-net-rt11-dos-line-vklyuchaet-v-sebya-setevuyu.html
  • control.bystrickaya.ru/ekzamenacionnie-bileti-po-informatike-9-klass-bileti-sostavleni-po-vestnik-obrazovaniya-rossii.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.