.RU

Живокини, Василий Игнатьевич

Василий Игнатьевич Живокини (1805[1] или 1807, Москва, Российская империя — 30 (18) января 1874 года, Москва, Российская империя) — знаменитый московский комик XIX века, работал в Малом театре; сын итальянца Джованни делла Мома, приехавшего в Россию вместе со знаменитым зодчим Растрелли.

По другим источникамкаким? , настоящее имя Василия Живокини — Джиованнио Ламмона.

Мать Живокини, Пелагея Васильевна Азаревичева из семьи крепостных артистов Азаревичи, танцевала в балете в крепостном театре фаворита Екатерины II С. Г. Зорича, где с ней и познакомился будущий отец будущего знаменитого артиста и, женившись, привез в Москву. Сам Иоахим де Ламмона вначале был декоратором, затем камердинером графа[2]. Чтобы семья жила в довольстве, он открыл макаронную фабрику, полностью сгоревшую в Москве в военном пожаре 1812 г.

В 1817 году Василий Живокини поступил в Московское театральное училище. В театральном училище Живокини готовился быть музыкантом и танцовщиком, но Ф. Ф. Кокошкин заметил драматическое дарование Живокини и перевел его в драматическую группу. В 1824 дебютировал на московской сцене в роли Дубридор — пьеса «Глухой, или Полный трактир». В том же году сыграл Митрофанушку («Недоросль»). Роль Митрофана была неоднозначно принята критиками: от восхищения до порицания молодого исполнителя за неверную трактовку. Живокини в этой роли был обаятелен, добродушен, по-детски наивен. Современники называли его «светлым комиком», он не мог сыграть отрицательного персонажа, сатирического героя[2].

В 1825 году, по окончании училища, был зачислен в драматическую труппу московских императорских театров (с 1824 — Малый театр).

Вся пятидесятилетняя артистическая деятельность Живокини принадлежит Москве, которая видела его не только в бесчисленных комедиях, но и в операх («Аскольдова могила» — опера по роману М. Н. Загоскина, музыка Верстовского, «Цампа, морской разбойник, или Мраморная невеста» — опера Луи Жозефа Фердинанда Герольда, и др.). В «Ревизоре» он создал роль Добчинского, в «Женитьбе» — Кочкарева, в «Горе от ума» — Репетилова. В сферу дарования Живокини входило всё комическое, начиная с водевиля 1830-х годов и кончая опереткой 1860-х гг. Островский всегда охотно поручал Живокини роли купцов и приказных. Его творчеству характерно обращение к буффонаде, к простому веселью, естественности исполнения и уход от наигранности и напыщенности на сцене, он часто импровизировал, заостряя внимание зрителей на юморисческой направленности своих импровизаций. По утверждению Театральной энциклопедии, даже реалистические роли играл в обычной для него водевильной манере, не искал характерности. Он, как и Щепкин, был приверженцем старой актёрской школы и не понимал и не принимал новых реалистических веяний в театральном искусстве, которые принесли драматурги середины XIX века, в первую очередь Островский.

В 1826 году Василий Игнатьевич Живокини женился на учительнице танцев Лобановой, и тогда же перешёл из католичества в православие, а в 1841 году принял русское подданство, так как до тех пор имел австрийское гражданство, как и его отец. В 1829 году получил первый бенефис, в который шла трехактная комедия «Явная война»[3].

Среди ролей: Жовиаль — «Стряпчий под столом», 1834; Мордашев — «Аз и Ферт» Фёдорова, Лев Гурыч Синичкин в одноимённом водевиле Д. Т. Ленского, 1839; Падчерицын (водевиль «Хороша и дурна, и глупа, и умна» — авторизованный перевод с французского Д. Т. Ленского), Загорецкий , позже Репетилов в «Горе от ума»; Кочкарев и Подколесин («Женитьба»), Земляника и Добчинский в «Ревизоре»; Расплюев («Свадьба Кречинского»), Рисположенский («Свои люди — сочтёмся»), Градобоев — «Горячее сердце», Толстогораздов — «Не сошлись характерами!», Курицын — «Не так живи, как хочется»; Арган «Мнимый больной», Алим («Школа жён» Мольера), Грумио («Укрощение строптивой» Шекспира), Шут в «Двенадцатой ночи»; помещик Шпундик в комедии «Холостяк», Алупкин в «Завтраке у предводителя» И. С. Тургенева и др.

К. С. Станиславский вспоминал: «Он выходил на сцену и прямо шел на публику. Став перед рампой, он от себя говорил всему театру приветствие. Ему делали овацию, и уж после этого от начинал играть роль. Эту, казалось бы, непозволительную для серьезного театра шутку нельзя было отнять у Живокини, — до такой степени она подходила к его артистической личности. При встрече с любимым артистом души зрителей наполнялись радостью. Ему устраивали еще раз грандиозную овацию за то, что он Живокини, за то, что живет с нами в одно время, за то, что дарит нам чудесные минуты радости, радости, украшающие жизнь, за то, что всегда бодр и весел, за то, что его любят. Но тот же Живокини умел быть трагически серьезным в самых комических и даже балаганных местах роли. Он знал секрет, как смешить серьезом». Партнерша Живокини, А. И. Шуберт говорила, что он был немного однообразен, но зато брал своей неистощимой веселостью: «Выйдет, бывало, на сцену — сразу все горе забудешь. С публикой он не церемонился, говорил часто от себя, прибавляя к роли. Но ему все с рук сходило». Он умел точно и по-настоящему смешно выполнять самые, казалось бы, нелепые трюки, смешить, используя гротесковые, эксцентрические приемы, и при этом не выпускать из виду суть персонажа. Он умел свободно выходить из образа, из действия, и напрямую общался со зрительным залом, иронизировал по поводу своей роли и пьесы в целом. Часто Живокини упрекали в нарушении художественного вкуса, но эти упреки перевешивала искренняя благодарность зрителя.[2]

Большая биографическая энциклопедия, автор М. Василевская о В. И. Живокини:

Талант Ж., по отзывам современников, "был огромный, хотя и чисто субъективный; он не создавал типов, а данные ему типы, так сказать, приурочивал к своей личности и, может быть, недостаточно верно передавая бытовые стороны данной ему роли, превосходно передавал то, что в ней было «общечеловеческого». Этому выдающемуся таланту не хватало школы. Наделенный от природы чрезвычайною веселостью, комизмом, необыкновенным комическим жаром, Ж. не развил своих дарований трудом, изучением, наблюдением; он играл всегда по вдохновению, и поэтому игра его была неровная, невыдержанная, но захватывающая зрителя. По выражению одного из современников «Ж. 50 лет играл на сцене самого себя, но так играл, что не надоел этим в целые полвека»[4].

Начиная с 1834 года и ежегодно Василий Игнатьевич Живокини гастролировал в провинции (Нижний Новгород, антреприза Рязанцева), а одно время даже имел там свою антрепризу.

Живокини преподавал в московском театральном училище драматическое искусство.

Напечатал свои «Воспоминания» в «Театральных Афишах» (1864, 2, 9 и 28 января, 3 февраля и 12 марта) и в «Московских Ведомостях» (1874, № 20-24 и 27). В 1914 г. вышли отдельной книгой: Из моих воспоминаний, «Библиотека театра и искусства», СПБ, 1914, февраль, кн. 2, с. 3-31.

В конце 1873 тяжело заболел и перестал выступать на сцене. Однако, почувствовав себя лучше, он решил возобновить работу в театре. 17 января 1874 состоялся спектакль с его участием, который Живокини едва довёл до конца и через несколько часов скончался[1].

Василий Игнатьевич Живокини стал основоположником актёрской династии Живокини:

· Живокини, Дмитрий Васильевич (15.V.1829 — 8.I.1890). Сын Василия Игнатьевича. С 1848 до конца жизни служил в Малом театре; играл комические, преимущественно второстепенные роли;

· Живокини, Александра Васильевна (урождённая Петрова; 1840 — 10.I.1885). Жена Дмитрия Васильевича Живокини. Работала в Малом театре (1857-78). Исполняла преимущественно вторые роли в водевилях;

· Живокини-Марджанова, Надежда Дмитриевна (29.VIII.1876 — ?). Дочь Дмитрия Васильевича Живокини. Жена режиссёра К. А. Марджанишвили. Выступала на сцене с 1896.

Литература

· П. Боборыкин, «В. И. Живокини» (в сборнике «Складчина», СПб., 1874).

Список литературы:

1. Театральная энциклопедия, с. 242

2. Яндекс-Словари, автор Екатерина Юдина

3. Большая биографическая энциклопедия

4. Большая биографическая энциклопедия, автор М. Василевская

Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Живокини,_Василий_Игнатьевич


vsemirnaya-torgovaya-organizaciya-5.html
vsemirnaya-torgovaya-organizaciya-chast-4.html
vsemirnaya-torgovaya-organizaciya-i-rossiya-chast-2.html
vsemirnaya-vistavka-1900.html
vsemirnij-bank-chast-4.html
vseobshaya-deklaraciya-prav-cheloveka-medicinskogo-prava.html
  • studies.bystrickaya.ru/bibliograficheskij-spisok-trudov-v-v-glazirina-kuklin-anatolij-nikolaevich.html
  • spur.bystrickaya.ru/kvartirnaya-krazha-enciklopediya.html
  • thescience.bystrickaya.ru/k-postanovleniyu-verhovnoj-radi.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-pervaya-antologiya-mirovoj-filosofii-antichnost.html
  • school.bystrickaya.ru/istoriya-pochti-i-pochtovih-marok-gonkonga.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tablica-9-zarubezhnie-biznes-shkoli-otchet-o-nauchno-issledovatelskoj-rabote.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/saba-tairip-algoritm-tsng-algoritmn-asietter-oitu-men-trbieleud-mndetter.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/perechen-analiziruemih-materialov-otstavanie-sistemi-obrazovaniya-ot-trebovanij-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/meri-selest-bermudskij-treugolnik-mifi-i-realnost.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/prorektor-po-uchebnoj-rabote-i-innovacionnomu-razvitiyu.html
  • notebook.bystrickaya.ru/kandidati-tehn-nauk-v-v-andreev-i-l-s-kapustina-fgup-cniitmash.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/prostejshie.html
  • credit.bystrickaya.ru/otchet-o-rabote-po-razvitiyu-sistemi-kachestva-petrozavodskogo-gosudarstvennogo-universiteta-za-period.html
  • writing.bystrickaya.ru/evropejskij-soyuz-es.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-viii-zarozhdenie-katolicheskoj-cerkvi-lawrence-wis-hart-ltd-1953.html
  • education.bystrickaya.ru/2-analiz-dostatochnosti-i-sovremennosti-istochnikov-uchebnoj-informacii-po-disciplinam-uchebnogo-plana-napravleniya-15040062-tehnologicheskie-mashini-i-oborudovanie.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/ramochnij-dokument-po-politike-severnogo-izmereniya.html
  • znanie.bystrickaya.ru/411-rastvorimie-suhie-veshestva-rsv-e-n-sedov-oficialnie-opponenti.html
  • composition.bystrickaya.ru/osnovnaya-programma-05-razvitie-prava-promishlennoj-sobstvennosti-otchet-o-vipolnenii-programmi-za-dvuhletnij-period-2002-2003.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/admiral-ps-nahimov-istoricheskij-portret.html
  • school.bystrickaya.ru/312-organizacionnoe-obespechenie-sistemi-agk-polozhenie-ob-organizacii-aerogazovogo-kontrolya-proektirovanii.html
  • bukva.bystrickaya.ru/starij-mrachnij-dom-na-vozdvizhenke.html
  • learn.bystrickaya.ru/germaniya-v-mirovoj-ekonomike-chast-9.html
  • abstract.bystrickaya.ru/34-j-klassi-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshego-obrazovaniya-sankt-peterburg.html
  • composition.bystrickaya.ru/plan-statisticheskogo-nablyudeniya-dostovernost-statisticheskih-dannih-oshibki-statisticheskogo-nablyudeniya-stranica-4.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/razrabotat-tipovie-mesyac-i-nedelyu-o-merah-po-uluchsheniyu-organizatorskoj-raboti-komandirov-nachalnikov-v-povsednevnoj.html
  • reading.bystrickaya.ru/maks-born-prolog.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sbornik-statej-novokuzneck.html
  • credit.bystrickaya.ru/passazhirskij-boing-sovershil-avarijnuyu-posadku-v-aeroportu-rostova-na-donu-postradavshih-net-mchs-informacionnoe-agentstvo-itar-tass-22062011.html
  • report.bystrickaya.ru/kak-forma-deyatelnosti-shkolnogo-bibliotekarya.html
  • thescience.bystrickaya.ru/harakteristika-obrazovatelnogo-processa-v-licee-ob-obrazovanii.html
  • klass.bystrickaya.ru/92-obsluzhivanie-pravila-ustrojstva-i-bezopasnoj-ekspluatacii-parovih-i-vodogrejnih-kotlov-na-gosudarstvennuyu.html
  • shkola.bystrickaya.ru/obustrojstvo-v-selenginske-hristianskaya-presviterianskaya-cerkov-g-ulan-ude.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/yu-v-nikolaev-seminari-soveshaniya.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/nauchnij-otchet-nomer-proekta-04-03-97513-r-ofi-rukovoditel-proekta-kucherenko-mihail-gennadevich-nazvanie-proekta.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.